Операции, подлежащие обязательному контролю по фз 115

Операции, подлежащие обязательному финансовому контролю (115-ФЗ)

Операции, подлежащие обязательному контролю по фз 115

Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю:

 

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

1.1. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

1.2.

Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

1.3.

Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.

Кредитные организации и некредитные финансовые организации, указанные в статье 5 настоящего Федерального закона, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг обществами, федеральными унитарными предприятиями, государственными корпорациями, государственными компаниями и публично-правовыми компаниями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

Уполномоченный орган вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от обществ, федеральных унитарных предприятий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и публично-правовых компаний информацию о совершаемых указанными обществами, федеральными унитарными предприятиями и публично-правовыми компаниями операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, об их характере и целях.

1.4.

Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.

Кредитные организации, уполномоченные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» на осуществление банковского сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и всех заключенных в целях его исполнения контрактов, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии отдельных счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и изменении их реквизитов в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.(ст.6 115-ФЗ в ред. от 29.07.2017)

Источник: http://buh-tb.ru/novosti/27-operatsii-podlezhashchie-obyazatelnomu-finansovomu-kontrolyu-115-fz

Проекты с поправками в «антиотмывочное» законодательство. Какие еще операции будет контролировать Росфинмониторинг?

Операции, подлежащие обязательному контролю по фз 115

Госдума рассмотрит проекты законов с изменениями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В них предлагается предусмотреть, что риелторы должны передавать в Росфинмониторинг информацию о цене сделок с недвижимостью, а банки — только о денежных операциях по этим сделкам.

Также проекты затронули почтовые переводы, переводы денег с помощью операторов сотовой связи, операции некоммерческих организаций и др.

На рассмотрение Госдумы внесены два законопроекта об изменении контроля в сфере «антиотмывочного» законодательства.

Один из них — «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (в целях совершенствования обязательного контроля)» (№ 582426-7).

Другой — «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ в целях установления основ контроля (надзора) в сфере применения Федерального закона» (№ 582466-7).

В них предлагается изменить перечень операций, которые подлежат обязательному контролю в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эти поправки предложили глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, депутаты нижней палаты Игорь Дивинский, Олег Николаев и некоторые другие, а также сенатор Николай Журавлев.

Оба законопроекта подготовлены в связи с появлением Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Президентом РФ 30.05.2018.

В ней была поставлена задача повысить эффективность контроля (надзора) за выполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и специалистами, входящими в эту систему, «антиотмывочного» законодательства с применением риск-ориентированного подхода.

Внедрения действенных эффективных механизмов, которые позволили бы сосредоточить усилия на анализе рисков неисполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, также требуют Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В случае принятия законопроектов поправки вступят в силу по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.

Новый подход

В законопроекте № 582426-7 предлагается внести в Федеральный закон от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ) изменения, направленные на реформирование института обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом.

В нем установлен дифференцированный подход к представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений об операциях, которые подлежат обязательному контролю.

Во-первых, для каждой организации будет определен свой вид операций, информацию по которым они должны будут представлять в Росфинмониторинг. Разработчики считают, что благодаря этому сократится количество операций, подлежащих обязательному контролю, для организаций небанковского сектора.

Во-вторых, все операции, подлежащие обязательному контролю, разделят на операции и сделки. Таким способом планируется снизить нагрузку на организации банковского сектора, ведь им больше не придется запрашивать документы по сделкам.

В итоге компании будут отвечать за информацию об операциях только в своем секторе: банки — за банковские операции, лизинговые компании — за лизинговые операции, страховые компании — за страховые операции и т.д.

Операции, которые предлагают не контролировать

Операции, подлежащие обязательному контролю, могут скорректировать в части представления информации об операциях некоммерческих организаций.

В законопроекте предлагается исключить обязанность представлять сведения об операциях нескольких видов некоммерческих организаций, дающих значительный объем нагрузки по количеству сообщений.

Речь идет об органах государственной власти, иных государственных органах, органах управления государственными внебюджетными фондами, государственных корпорациях, государственных компаниях и публично-правовых компаниях, потребительских кооперативах, товариществах собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Это позволит существенно сократить регуляторную нагрузку на кредитные и некредитные финансовые организации. Некоммерческие организации, которые не попали под исключения, будут по-прежнему передавать сведения об операциях, если сумма таких операций составит более 100 000 руб.

Кроме того, из перечня операций, подлежащих обязательному контролю, исключат операции:

  • по обмену юридическими и физическими лицами банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  • по анонимным счетам;
  • по переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.

Таким образом, принятие законопроектов позволит значительно снизить регуляторную нагрузку на организации банковского и иных секторов, а также привести перечень операций, подлежащих обязательному контролю, в соответствие с существующими рисками в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Почтовые переводы, мобильная связь и другие операции

В то же время некоторые другие операции, наоборот, подпадут под обязательный контроль. В частности, установят для контроля пределы сумм для следующих операций:

  • для почтовых переводов денежных средств, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб., или превышает ее. То есть Почта России будет передавать в Росфинмониторинг информацию об операциях клиентов на сумму более 100 000 руб.;
  • для передачи клиенту денежных средств в счет денежного требования клиента к третьему лицу, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее;
  • для осуществления оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, или оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, который имеет право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, по поручению абонента операций за счет денежных средств, внесенных абонентом за услуги связи, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 50 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 000 руб., или превышает ее. Исключение — если абонент оплачивает услуги связи. Например, под обязательный контроль попадут операции по переводу денежных средств другим абонентам или третьим лицам.

Операции, о которых должны сообщать риелторы

Поправки, предлагаемые законопроектом № 582466-7, затронули и сферу сделок с недвижимым имуществом.

Во-первых, предлагается указать в Законе № 115-ФЗ, что обязательному контролю подлежат не только сделки по купле-продаже, но и все другие сделки с недвижимостью, в том числе аренда.

Во-вторых, риелторы и другие компании (физлица, индивидуальные предприниматели), оказывающие посреднические и консультационные услуги, будут обязаны сообщать в Росфинмониторинг сведения о цене сделки с недвижимостью.

При этом банки, наоборот, освободят от обязанности уведомлять Росфинмониторинг о сделках, результатом которых является переход права собственности на недвижимое имущество на сумму три млн руб. или на сумму в иностранной валюте, эквивалентную три млн руб. и более.

Они будут сообщать только о связанных с такими сделками операциях с денежными средствами, то есть данные о движениях по счетам, связанных со сделками с недвижимостью (зачисление и снятие денежных средств с банковских счетов, выполнение платежа наличными деньгами).

В настоящее время риелторы передают информацию о сделках с недвижимостью стоимостью выше трех млн рублей, а также обо всех подозрительных операциях независимо от их суммы. При этом уже сейчас между Росфинмониторингом и ФНС России налажено информационное сотрудничество.

А значит, полученные от риелторов сведения Росфинмониторинг будет передавать налоговикам, которые проверят, правильно ли заплачен НДФЛ, то есть не было ли занижения цены сделки в целях уменьшения суммы налога.

Если обнаружится занижение НДФЛ, то налоговый орган потребует от нарушителя доплатить его.

Уже появилось мнение, что поправки к «антиотмывочному» закону заставят граждан, продающих недвижимость, указывать в договоре реальную цену сделки. Правда, на самом деле сделки могут заключаться без риелторов и путем передачи наличных денег, в том числе наличных через банковскую ячейку. А такие сделки Росфинмониторинг не сможет отследить с помощью предлагаемых поправок.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/384990/

Операции, подлежащие обязательному контролю

Операции, подлежащие обязательному контролю по фз 115

Федеральным законом N 115-ФЗ определен ряд операций (сделок), подлежащих изучению Росфинмониторингом на предмет их возможной связи с легализацией или финансированием терроризма.

После вступления в силу новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 23.07.

2018 в перечень операций, подлежащих обязательному контролю (далее также — ОПОК), включены не только операции, перечисленные в статье 6, но и «операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица» (пункт 1 статьи 7.5).

Чтобы отнести операцию к числу ОПОК, следует установить наличие у нее особых признаков и условий ее совершения.

Во-первых, операция должна быть совершена клиентом субъекта ПОД/ФТ, либо в интересах такого клиента.

Во-вторых, сумма, на которую совершается ОПОК, как правило, должна быть равна или превышать некое пороговое значение либо равняться сумме в иностранной валюте, эквивалентной данному пороговому значению.

Для разных ОПОК установлены разные пороговые значения:

  • 100 000 руб.;
  • 600 000 руб.;
  • 3 000 000 руб.;
  • 10 000 000 руб.;
  • 50 000 000 руб.

Однако, есть и операции, подлежащие обязательному контролю вне зависимости от суммы.

В-третьих, признаком обязательного контроля может являться состав участников операции, их правоспособность, связь с государствами из «черного списка» и т.д.

Какие именно операции подлежат контролю со стороны субъекта ПОД/ФТ?

Важно

Надзорные органы придерживаются мнения, что контролю подлежат любые операции клиента, а не только совершаемые им в рамках взаимоотношений с субъектом ПОД/ФТ.

Поэтому перечень всех предусмотренных законодательством операций, подлежащих обязательному контролю, должен быть известен сотрудникам каждого субъекта ПОД/ФТ вне зависимости от сферы его деятельности.

Так, например, Росфинмониторинг указывал, что «статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ приведен исчерпывающий перечень операций, с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

В настоящее время Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным операциям, подлежащим обязательному контролю» (Информационное сообщение Росфинмониторинга от 17.05.2016 «О типовых ошибках при разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями, поднадзорными Федеральной службе по финансовому мониторингу»).

По мнению Росфинмониторинга, типовой ошибкой в ПВК по ПОД/ФТ является, указание в программе выявления операций не полного перечня операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, в соответствии со статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ.

В качестве примера некорректного составления ПВК по ПОД/ФТ указано следующее:

Банк России указывал, что «согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Данную норму следует рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, …» (пункт 1 Информационного письма от 6 марта 2006 г.

N 9 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»).

В качестве иллюстрации данного подхода Банк России указал на необходимость представления кредитной организацией в уполномоченный орган сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, если кредитная организация является стороной по сделке либо если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.

ФСФР России в письме от 28.05.

2013, отвечая на запрос НП «Национальная лига управляющих», указывала, что «Федеральный закон № 115-ФЗ не разделяет обязанность уведомления уполномоченного органа по операциям, подлежащим обязательному контролю, в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация. осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом».

Исходя из вышеизложенного, в ответе ФСФР России отмечено, что в ПВК по ПОД/ФТ «целесообразно включать все операции, определенные в статье 6 указанного закона».

Источник: https://dogma58.com/operatsii-podlezhashhie-obyazatelnomu-kontrolyu/

Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ

Операции, подлежащие обязательному контролю по фз 115

Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ

Действующее у нас в стране законодательство устанавливает строгий контроль ряда финпроцессов, совершаемых компаниями, ИП и гражданами, имеющими статус самозанятых. Процесс регулирования регламентирует Федзакон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», принятый 07.08.2001.

Существует три категории финансовых процессов, которые контролируются данным законом. Каждая категории имеет свои особенности в связи с основными причинами, по которым необходимо контролировать эти операции. Такими особенностями становятся:

  • специфика условий;
  • установленная цена сделки;
  • наличие информации о принадлежности одной из сторон к числу террористических или экстремистских организаций.

Сделки, требующие дополнительного контроля по причине условий

Согласно 6 статье 115-ФЗ, особого внимания с точки зрения правоохранительных органов требует ряд финансовых операций, которые удовлетворяют следующим условиям:

  • сумма от 600 тысяч руб. и выше (в случае с валютой других стран расчёт производится по действующему курсу Центробанка РФ) – сумма обязательного контроля на основании закона 115-ФЗ;
  • условия входят в определённый законодательством перечень (статья 2 115-ФЗ).

На основании ФЗ-115 дополнительному регулированию подлежит несколько финансовых процедур, а именно:

  1. пополнение счёта организации путём внесения наличных;
  2. снятие наличных, не относящееся к обычным статьям расхода компании;
  3. обналичивание средств с корпоративных счетов;
  4. осуществление операций с акциями и иными ценными бумагами (продажа, покупка, обмен);
  5. обналичивание денег по чеку от имени гражданина иного государства;
  6. обмен денежных купюр.

В рамках предотвращения незаконного отмывания денег был создан особый список рекомендаций, официально поддерживаемый в ряде стран мира.

Если одна из сторон сделки – это организации либо частные лица, относящиеся к стране, где данные рекомендации не приняты к обязательному исполнению, финансовая операция нуждается в дополнительном регулировании.

В частности, повышенное внимание проявляется к следующим видам операций:

  • переводам между разными счетами;
  • зачислению наличных на счета граждан и организаций;
  • оперированию ценными бумагами (осуществление обмена, продажи).

Помимо этого, законом отдельно контролируются такие процедуры, как:

  1. осуществление переводов на счета в зарубежных банковских организациях;
  2. открытие сберегательного счёта по документам, представленным третьими лицами;
  3. финансовые операции со счёта юридического лица, зарегистрированного менее 3 месяцев назад;
  4. осуществление операций со счёта, неиспользуемого на протяжении длительного периода.

Повышенный контроль производится в отношении целого ряда финансовых операций, проводимых частными лицами. В этой группе можно выделить:

  • сделки, в которых задействовано ценное имущество (продажа, покупка, залог);
  • осуществление страховых выплат либо их получение;
  • оформление лизинга;
  • переводы со счёта некредитной организации;
  • получение выигрыша в казино, на тотализаторе и т. д.;
  • займы без процентов.

Операции, контролируемые вследствие цены сделки

Вместе с вышеперечисленными операциями обязательному контролю на основании закона 115-ФЗ подлежат следующие процедуры:

  • продажа, покупка, обмен, дарение недвижимости и иного имущества, стоимость которого составляет от 3 миллионов рублей;
  • приобретение имущества стоимостью более 1 миллиона рублей некоммерческими организациями;
  • траты некоммерческих организаций в размере от 1 миллиона рублей;
  • движения средств в размере более 50 миллионов рублей по счетам предприятий, имеющих стратегическое значение для страны;
  • поступление или списание суммы в размере от 600 000 рублей со счетов исполнителей гособоронзаказа.

Контроль по причине особенностей сторон

Любые финансовые операции должны особо контролироваться, если существует информация о причастности хотя бы одной из сторон к террористической или экстремисткой организации. Все известные данные о причастности субъектов к терроризму размещены на официальном портале Росфинмониторинга и находятся в открытом доступе.

Подозрительные операции

Благодаря СМИ понятие «подозрительные операции» часто связывается с проблемой противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём.

Поэтому честные граждане, как правило, уверены в том, что в их действиях нет ничего противозаконного, они не совершают никаких подозрительных сделок, а значит, не столкнутся с трудностями.

На самом деле чёткого перечня финансовых операций, которые могут вызвать подозрения правоохранительных органов, не существует, однако есть некий список рекомендаций, на которые принято опираться при осуществлении контроля подозрительных операций по 115-ФЗ.

Стоит учитывать, что подозрительными могут показаться даже самые безобидные действия, совершаемые гражданами, начиная от покупки медикаментов или туристических товаров и заканчивая денежными переводами друзьям или родственникам. Чтобы не иметь проблем с законом, нужно знать основные требования законодательства и брать во внимание возможные последствия транзакций и других финансовых операций:

  • при пополнении счёта банк может запросить сведения о происхождении денежных средств, однако нигде не указывается, какой путь получения будет считаться законным, – это остаётся на усмотрение соответствующей службы;
  • клиенты банковских организаций обязаны предоставлять всю необходимую информацию о себе по требованию банка;
  • банки имеют право в любой момент отказать в выполнении любой операции без объяснения причины.

При этом стоит знать, что статья 845 ГК РФ устанавливает, что банки не имеют права контролировать использование клиентом его денежных средств, однако отказ от проведения операции не влечёт за собой никакой правовой ответственности.

Сомнительные операции

Наряду с понятием «подозрительные операции» часто употребляется термин «сомнительные операции» на основании закона 115-ФЗ. В отличие от первой категории финансовых процессов определение сомнительных операций законодательно конкретизируется. Под ними понимаются процедуры, обладающие такими характеристиками, как:

  • не совсем обычный характер сделки;
  • признаки отсутствия экономического смысла;
  • неочевидные цели совершения сделки.

Целью сомнительных операций могут быть незаконное обналичивание денег, вывоз капитала за рубеж, укрывательство от налогов, поддержка коррупционеров, экстремистов и другие противозаконные действия.

На основании данного определения сомнительными могут быть признаны следующие операции:

  1. сделки на сумму более 600 000 рублей;
  2. операции с недвижимостью стоимостью 3 млн рублей и выше;
  3. операции с иностранной валютой;
  4. обмен купюр (в особенности большого количества банкнот разного достоинства);
  5. получение выигрыша в лотерею, казино и иные азартные игры;
  6. частые денежные переводы различным лицам;
  7. частое снятие наличных в банкомате.

Многие из этих действий рядовые граждане выполняют ежедневно.

Они не противозаконны в прямом смысле этого слова, но могут в некоторых случаях стать причиной возникновения подозрений со стороны контролирующих органов, в результате чего проводится дополнительная проверка.

В качестве меры безопасности банк может заморозить счёт, заблокировать карту, если действия гражданина или юридического лица покажутся подозрительными.

Отметим, что за последний год количество обращений от банков о наличии сомнительных операций возросло в два раза по сравнению с прошлогодними данными.

Признаки сомнительных операций по 115-ФЗ

Полный перечень критериев, по которым можно определить сомнительные операции, достаточно объёмный. Предлагаем для ознакомления лишь некоторые из них:

  • запутанный характер сделки и отсутствие экономического смысла (при этом чёткие параметры определения уровня запутанности не обозначаются);
  • поспешность при оформлении сделки, а также, напротив, большие задержки при представлении необходимых документов;
  • повышенное внимание к сохранению конфиденциальности личных данных;
  • незаинтересованность в выборе иных условий заключения сделки даже при наличии более выгодных предложений;
  • несоответствие операций общей рыночной практике (крайне размытая формулировка затрудняет понимание);
  • отмена операции, показавшейся банку сомнительной (даже если вы решаете не заключать сделку, сам по себе данный факт также считается подозрительным);
  • быстрое обналичивание средств, возвращённых на счёт;
  • совершение дистанционных финансовых операций (у банка могут возникнуть подозрения, что такие действия осуществлялись третьими лицами);
  • регулярное совершение покупок в онлайн-магазинах;
  • покупка медикаментов, а также продуктов питания с длительным сроком годности, средств связи, радиотехники;
  • периодические пополнения счёта с онлайн-кошельков и платёжных сервисов;
  • периодическое поступление крупных сумм без подтверждения происхождения перевода.

Каждая из вышеперечисленных сомнительных операций имеет свой собственный цифровой код обязательного контроля по ФЗ-115. Данные коды используются для обозначения конкретных признаков, обнаруженных службой безопасности при проверке той или иной сделки. Список, повторяемся, далеко не полный.

Если подробно изучить его, становится понятно, что многие действия могут быть совершенно безобидными, их практически ежедневно совершает большая часть населения страны.

Поэтому от предъявления обвинений в выполнении финансовых операций сомнительного характера по большому счёту не застрахован никто.

Отдельного внимания заслуживает интересный пункт с кодом 1199 «Иные признаки».

Опираясь только на текст закона, невозможно в точности установить, какие именно признаки нелегального использования средств подразумеваются в подобных обстоятельствах.

Поэтому трактовки этого пункта могут различаться в каждом конкретном случае. Чтобы разобраться в ситуации и защитить свои права, без квалифицированной помощи не обойтись.

Консультация специалиста

В результате необходимости проведения контроля финансовых операций могут возникнуть разного рода сложности. В связи с недостаточно чёткими формулировками закона нередко складываются ситуации, когда легальные операции вызывают подозрения.

Как поступить в этом случае, как отстоять свои интересы? Обращайтесь к нам за профессиональной помощью. Специалисты сервиса Unblock.money разбираются во всех тонкостях федерального законодательства и имеют обширную практику решения подобных вопросов.

Мы предоставим вам консультацию, обрисует ситуацию максимально сжато и доступно, разберёмся во всех нюансах и поможем решить проблему.

28.06.2019

Источник: https://unblock.money/stati/operatsii-podlezhashchie-obyazatelnomu-kontrolyu-115-fz/

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю | ГАРАНТ

Операции, подлежащие обязательному контролю по фз 115

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

1.1. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

2.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 3, 6, 7 пункта 2.1 настоящей статьи, и исключенных из указанного перечня по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 8 пункта 2.

2 настоящей статьи, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

2.

1. Основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

1) вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;

2) вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.

2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) решение Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с их обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за экстремистскую деятельность;

4) процессуальное решение о признании лица подозреваемым в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.

2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.

2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

7) признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры или решения судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

2.

2. Основаниями для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, являются:

1) отмена вступившего в законную силу решения суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму и прекращение производства по делу;

2) отмена вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации о признании лица виновным в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.

2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.

2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и прекращение производства по уголовному делу в отношении данного лица по основаниям, дающим право на реабилитацию;

3) отмена решения Генерального прокурора Российской Федерации, подчиненного ему прокурора или федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации (его соответствующего территориального органа) о приостановлении деятельности организации в связи с привлечением к ответственности за экстремистскую деятельность;

4) прекращение уголовного дела или уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.

2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) исключение организации или физического лица из составляемых международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанных Российской Федерацией перечней организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

6) отмена признаваемых в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоров или решений судов и решений иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность;

7) наличие документально подтвержденных данных о смерти лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

8) наличие документально подтвержденных данных о погашении или снятии судимости с лица, осужденного за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 282, 282.1, 282.

2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. В случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.

4. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Источник: https://base.garant.ru/5754687/8b7b3c1c76e91f88d33c08b3736aa67a/

Юрист Барсов
Добавить комментарий