Краткое содержание законов 44-фз и 223-фз о госзакупках

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Краткое содержание законов 44-фз и 223-фз о госзакупках

Статья актуальна на 1 июля 2019

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Это основание для планов-графиков.Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
В описании каждой закупки есть:
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.
В описании каждой закупки есть:
  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете.Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.   Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.  Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 
В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются.

Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

44-ФЗ: госзакупки по правилам

Краткое содержание законов 44-фз и 223-фз о госзакупках

Участие в тендерах от госкомпаний давно перестало быть прерогативой лишь гигантов рынка или компаний, с которыми у заказчиков зачастую была предварительная договоренность.

Сегодняшнее законодательство одновременно и усложняет процедуру организации торгов (путем создания условий для конкуренции), и упрощает ее (делая процесс более прозрачным).

В этой статье мы расскажем о законе №44-ФЗ, регулирующем процедуру госзакупок.

История вопроса

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принятому в 2005 году). Разработка нового закона шла несколько лет и была продиктована множеством претензий к № 94-ФЗ (только за два последних года его существования в закон вносили около 30 поправок).

К маю 2012 года ФАС и Минэкономразвития удалось прийти к согласию и разработать проект закона, принятого в третьем чтении уже в марте 2013 года.

С 1 января 2014 года № 94-ФЗ окончательно утратил силу, а основные положения закона о контрактной системе в сфере закупок начали действовать.

Конечно, и в новый документ вносилась не одна поправка, но, в целом, и нормотворческие органы, и участники процесса закупок признают, что он гораздо более совершенен, чем №94-ФЗ.

Отличия нового нормативного акта от старого весьма существенны, и о них мы расскажем ниже.

44-ФЗ: о контрактах и не только

Как следует из названия, этот нормативный документ регламентирует использование контрактной системы для проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Говоря проще — закон делает систему формирования и размещения госзаказа для торгов, а также его исполнения прозрачной и понятной для всех сторон-участников.

Приведем основные «вехи» документа:

  • Заказчиков обязали планировать закупки (предоставлять ежегодные планы-графики). При этом в созданной единой информационной системе размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков и т.д.
  • Установлены требования к товарам, услугам, работам. В том числе подлежат обязательному общественному обсуждению закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.
  • Регламентируются способы размещения заказа: электронные, закрытые аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика (при ограничениях).
  • В законе прописаны способы борьбы с демпингом (повышение обеспечения при понижении начальной цены на услуги более чем на 25%).
  • Введено банковское сопровождение контрактов.
  • Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Также приоритет закреплен за инновационной продукцией.
  • Установлены ограничения на закупку иностранных товаров и услуг.
  • Введен обязательный единый реестр банковских гарантий (как на обеспечение заявок, так и на обеспечение исполнения контракта). При этом электронные площадки обязаны вернуть участнику и полученное обеспечение, и доход с него.
  • Изменен порядок изменения и расторжения контрактов.
  • Введен общественный контроль над закупками.

Ниже мы чуть более подробно разберем некоторые из пунктов.

В целях исполнения…

Конечно, написать и принять закон — мало, важнее — принять меры, чтобы он мог правильно работать.

Для этого законодательные и исполнительные органы инициируют создание различных ресурсов (наличие которых предусмотрено законом) и подзаконных документов.

Все основные материалы, касающиеся проведения государственных закупок, в том числе список ЭТП, ссылки на нормативную документацию, планы закупок — можно найти на сайте www.zakupki.gov.ru .

Электронные площадки

На сегодняшний день пять ЭТП (электронных торговых площадок) являются официальными для проведения электронных торгов и аукционов для муниципальных или государственных нужд:

Планы закупок

Как уже говорилось, теперь все заказчики обязаны составлять графики-планы закупок на ближайший год. На сайте госзакупок можно с помощью поисковой системы найти:

  • План закупок (введя наименование или номер реестровой записи плана, а также по наименованию или ИНН заказчика).
  • Планы-графики закупок по № 44-ФЗ.
  • Запросы цен работ, товаров и услуг по закону о контрактной системе в сфере закупок (по уникальному номеру, наименованию объекта закупки либо по наименованию или ИНН организации, поставившей запрос).
  • Правила нормирования в сфере закупок (по номеру или наименованию правила либо по наименованию/ИНН организации, его разместившей).

Реестры

В целях исполнения нормативного акта создан реестр недобросовестных поставщиков. Также с 01.08.2016 года заказчики получили право использовать реестр субъектов МСП для проверки соответствия участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. В октябре 2016 года Минкомсвязи объявил о планах создания автоматического реестра добросовестных поставщиков.

На портале госзакупок также можно найти реестр организаций и реестр сведений об объеме выручки (№ 223-ФЗ), реестр контрактов и договоров.

В единый реестр вносятся данные о выданных поставщикам банковских гарантиях для обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта).

Основная задача всех перечисленных реестров — обеспечить защиту заказчика (он может сразу выяснить, не внесен ли поставщик в список недобросовестных, получить сведения о гарантии, изучить опыт участия заявителя в тендерах). Но и поставщик в выигрыше — он может мгновенно проверить подлинность банковской гарантии, выданной ему и узнать больше о потенциальном заказчике своих услуг/товаров/работ.

Просветительская деятельность

Официальный портал госзакупок в качестве одного из важнейших направлений своей работы декларирует обучение поставщиков (да и заказчиков тоже) правильному проведению процедуры конкурса/аукциона и подготовки к ней.

Здесь предложены руководства пользователя: как в текстовом, так и в видеоформате.

Текстовые материалы разнообразны: описание системы ЕИС, ее возможностей и функций, правила формирования и размещения планов закупок, руководство по общественному обсуждению, контролю, аудиту и т.п.

ролики содержат обучающие материалы по пользованию системой ЕИС, в доступной форме демонстрируют пользователю как действовать на портале.

Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках

Любой закон всегда нуждается в «обкатке» и доработке. Минэкономразвития провел мониторинг эффективности ЕИС, выявил ряд проблем и недостатков. Они отражены в докладе о результатах мониторинга применения документа за I полугодие 2016 года. Например, в этом докладе выявлена возможность различных нарушений со стороны заказчиков:

  • неверное указание заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов;
  • указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует
  • объекту закупки;
  • указание единиц измерения количества товаров/объема работ/ услуг, не соответствующих объекту закупки;
  • прикрепление к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами, и наоборот — присвоения одному контракту различных реестровых номеров.

На данный момент в целях улучшения работы ФЗ прорабатывают ряд вопросов, в том числе:

  • установление порядка формирования и ведения каталога товаров/работ/услуг;
  • определение критериев включения товаров российских производителей/работ/услуг, изготавливаемых/оказываемых российскими юрлицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров/работ/услуг от иностранных государств;
  • исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
  • установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
  • снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
  • ограничение сроков расчетов по контрактам;
  • совершенствование системы контроля в сфере закупок;
  • введение системы электронной подачи жалоб;
  • установление порядка расчетов неустоек и т.д.

Участие в государственных конкурсах и аукционах — непростое дело для поставщика, особенно поначалу.

Поэтому тем, кто собирается участвовать в государственных тендерах впервые (да и впоследствии тоже), стоит заручиться поддержкой опытного тендерного брокера, который поможет правильно оформить документы, подать заявку, оформить ЭЦП, а также окажет помощь в получении банковской гарантии.

«Тендер-Гарант» осуществляет полное тендерное сопровождение: от подачи заявки до подписания контракта. Если вам нужна поддержка или консультация профессионалов — обращайтесь к нам.

Источник: http://tendergarant.ru/useful/fz-44-o-goszakupkakh/

Краткая инструкция о госзакупках по ФЗ 44 для чайников

Краткое содержание законов 44-фз и 223-фз о госзакупках

Правовую информацию легче воспринимать в простом изложении, то есть в формате «для чайников». 44 ФЗ в этом плане не является исключением.

Понять сложный юридический язык, которым написаны ФЗ, иногда не под силу даже профессионалу, не то что чайнику.

Например, многие предприниматели хотели бы заключить контракт с государственным учреждением, но не решаются на этот шаг, поскольку не знают правил.

Фз для чайников: основные понятия и действующие лица

В закупках принимают участие несколько сторон. Чайнику достаточно запомнить, основных. Заказчик — госучреждение или муниципальное предприятие, которое пользуется бюджетными средствами. Поставщик по ФЗ — это любое, желающее предоставить свои товары, а также услуги, юрлицо или физлицо, соответствующее немногочисленным критериям:

  • никак не связано с заказчиками, всегда исправно платило налоги, а также никогда не имевшее судимостей;
  • без оффшорных покровителей;
  • не замечено в списках РНП, иначе Реестра с перечнем недобросовестных поставщиков.

В ФЗ 44 указано, что 15% объёма закупок должны проводиться у соцориентированных некоммерческих фирм и субъектов бизнеса малого формата. Немаловажным участником закупок являются ЭТП. Для информации чайникам — официально их сейчас 8.

Ну и, пожалуй, основная сторона, о которой нужно знать чайникам — органы, представляющие власти:

  • Минфин — регулятор, принимающий нормативно-правовые решения;
  • ФАС — контролирующая и наказывающая структура;
  • Рособоронзаказ — призвана охранять гостайны и данные, касающиеся оборонных заказов;
  • «Роскосмос», а также «Росатом».

Закон 44 ФЗ определяет порядок разработки планов, мониторинга и проверки госзакупок, а также регулирует очерёдность поставщиков, оформление контрактов. Ну и, конечно, регламентирует действия госорганов по контролю закупок. Однако, для чайников напомним, этот нормативно-правовой акт не распространяет своё влияние на следующие предполагаемые лоты:

  • покупка услуг у иностранных финорганизаций;
  • госзащита лиц должностного статуса, судебных чиновников, прочих граждан;
  • обеспечение Госфонда ресурсами путём закупа драгметаллов и драгкамней;
  • покупка защитников, работающих для клиентов на бесплатной основе;
  • стоимость участия закупочной процедуры;
  • приобретение услуг избирательных комиссий.

В качестве первоисточника, чайникам достаточно обращаться к 44 ФЗ. Закон дополняет иные акты, принимаемые Верховной властью и Правительством РФ, а также федеральными и региональными исполнительными структурами. При этом ФЗ 44 базируется на Конституции, ГК, Бюджетном кодексе РФ.

Фз для чайников: принцип работы и терминология

Госзакупки для чайников выражаются в нескольких тезисах, хорошо характеризующих цели и задачи ФЗ:

  • открытая и прозрачная работа;
  • здоровая конкуренция;
  • профессиональные навыки заказчика;
  • рост инноваций;
  • единство в принципах и подходах;
  • ответственность за результат.

Для чайников, начинающих госзакупки, процедура невозможна без знания терминологии и чёткого понимания её значения. К счастью для чайников, таких понятий ФЗ 44 содержит мало:

  1. Больницы, школы, университеты и другие госучреждения, которым нужно что-то купить — заказчики, приобретатели или донаторы.
  2. Предлагает свои товары и услуги от лица организации или ИП — поставщик или подрядчик.
  3. Собирает все сведения о закупках, а также публикует перечни всех госконтрактов, недобросовестных продавцов и прочие данные — ЕИС, иначе Единой информационной системы, вебсайт которой располагается по адресу zakupki.gov.ru.
  4. Этот параграф объяснит чайникам механизм процедуры. Цену, которую заказчик готов заплатить за товар/услугу, определяют, как стартовую максстоимость контракта. Эта цифра не абстрактная, а всегда должна сопровождаться обоснованием. Чайникам может показаться странным, но поставщики могут изменить её только в меньшую сторону.
  5. Ресурс, где участник размещают свои закупки или заявки, и где проводят веб-аукционы, называется ЭТП. Участнику чайнику эта аббревиатура, скорее всего известная как электронная площадка. Сделки всегда закрываются на специальной ЭТП, с защищёнными коммуникациями.
  6. Поставщик подаёт своё бизнес-предложение в формате заявки для участия. В неё включаются данные о предмете закупки, стоимости, данные о юрлице или физлице.

Все сведения о приобретениях, заказчиках/подрядчиках аккумулируются в ЕИС, ознакомиться с данными можно бесплатно. ЕИС — приоритетный источник данных для госзакупок.

Для заверения веб-документов, участники используют специальную квалифицированную подпись, госучреждения получают её бесплатно, а вот поставщики покупают её в спецудостоверяющем центре, с государственной аккредитации.

Как правило, чайник, это возможный новичок-подрядчик. Ему необходимо уточнить сроки выдачи ЭЦП, чтобы планировать участие в первом аукционе.

Приобретения проводятся согласно ФЗ 44 донаторами, которые тратят деньги из бюджета, а расход собственных средств организации осуществляется согласно 223 ФЗ.

44 ФЗ для чайников: организация планирования

Эта часть ФЗ имеет несколько запутанный и сложный для чайников вид. Однако всё довольно просто и логично, если разобраться. Заказчики составляют планы-графики будущих приобретений. Это важный этап и для чайников со стороны заказчиков и подрядчиков, поскольку купить что-то, не включённое в этот список, невозможно. Описание лотов включает в себя:

  • код идентификации;
  • цель и объект закупки;
  • суммы выделенного бюджета;
  • данные о технологических особенностях, ограничивающих выбор среди поставщиков;
  • требования к участникам и продуктам;
  • вариант проведения закупки;
  • наличие и размер по обеспечению лота;
  • дату процедуры с точностью до месяца;
  • основные оценочные стандарты и многое другое.

Планы-графики формируются на один финансовый год, при этом внести в них изменения можно не позднее 1 дня до публикации лота, хотя до июля 2018 года срок был — 10 дней.

Чайникам рекомендуется обратить внимание, что начальная цена должна быть обоснована для каждого закупа, поскольку подрядчик вправе пожаловаться в ФАС, если найдёт максимальную стоимость необоснованной. Однако и продавец товаров или услуг не может существенно снизить цену, скидка чайником подрядчиком в 25% влечёт за собой антидемпинговые меры.

Способы закупок: объяснение для чайников

Если сказать просто о сложном 44-ФЗ, то чайникам и начинающим поставщикам следует знать главную вещь — закупки проводят в двух вариантах: у единственного подрядчика или через конкурентный отбор. В ЕИС публикуются извещения об открытых приобретениях, закрытые, согласовываются с ФАС и приглашения отправляются конкретному ограниченному количеству поставщиков.

Пояснения для чайников: один или несколько поставщиков

Выбор одного подрядчика. Такой вид закупки чаще всего используется в случаях, если НМЦ контракта не превышает 100 тыс. рублей (в некоторых ситуациях — до 400 тыс.).

Комиссия заказчика, опираясь на ФЗ 44, рассматривает предложения участников и выбирает лучшие условия из предложенных — открытый конкурс.

Согласно постановлению правительства, No 99 от 4 февраля 2015 года к поставщикам некоторых услуг предъявляют особые требования — конкурс с лимитированным участием.

Двухэтапный отбор чаще всего проводят для приобретения каких-либо проектных работ, исследований или инновационных продуктов. Первый этап — подрядчики присылают заявки без указания стоимости, затем, если их выбрали, предоставляют ценовое предложение.

Для чайников: разновидности аукционов по ФЗ 44

В веб-виде — наиболее популярный тип приобретения. Участники должны быть аккредитованы на ЭТП и иметь ЭЦП-подпись. Заявка от участника подаётся единовременно, включает по ФЗ 44 2 части.

Торги назначаются на определённую дату, и в установленное время подрядчик заходит на веб-площадку и может отправить своё ценовое предложение. НМЦ снижается с определённым шагом — от полпроцента до 5%. Тот, кто предложит лучшую цену, выигрывает.

А если новых предложений нет 10 минут, выигрывает поставщик, предложивший наименьшую стоимость.

Закрытые аукционы. Участники подают заявки на бумажном носителе в закрытых конвертах. В процессе определения цены поставщики участвуют лично. Электронный вариант этого способа закупа по ФЗ проходит на спецплощадках.

Если НМЦ не превышает 500 тыс. рублей, поставщик может провести закупку путём запроса котировок. Задача участников — однократно прислать предложение с конечной ценой. Победителя определяют по цене.

При дублированных или несостоявшихся закупах потребитель, согласно ФЗ, вправе запросить предложения от поставщиков — запрос предложений. Первично такой вид торгов, как правило, используют для проведения лечения граждан РФ в других странах.

Чайникам достаточно изучить электронный формат процедуры. Так как с 2019 почти все торги перейдут в веб-форму, бумажные варианты останутся только для приобретения у единственного подрядчика и некоторых других. ФЗ также позволяет проводить совместные или централизованные приобретения, когда нескольким донаторам требуются одни и те же типы продуктов.

Объяснение специальных условий для чайников

Согласно ФЗ №44 принять участие в торгах может любое юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое соответствует критериям, указанным в ФЗ. Здесь ясно даже для чайников, что это очень большое количество участников.

Ограничить право поставщика предложить свой товар/услугу заказчик вправе, если укажет эти ограничения в документации к лоту, и они не вступят в противоречие с ФЗ 44.

Некоторые группы участников могут получить преференции, например:

Учреждения УИС и инвалидов. Эти структуры по ФЗ 44 участвуют в госзакупках на стандартных основаниях.

А при выигрыше, вправе повысить стоимость контракта на 15% (но не больше НМЦ), а также для них гораздо ниже размер по залогу. Однако перечень ассортимента, дающего по ФЗ преимущества ограничен правительством.

Потребитель обязан прописать в документе-извещении, что преференции получат УИС или общество инвалидов.

Некоммерческие соцориентированные структуры и субъекты малоформатного бизнеса.

На что чайник подрядчик может рассчитывать? ФЗ обязывает заказчиков приобретать 15% объёма от годовой нормы у этой группы поставщиков с условием, что НМЦ в рублях не будет превышать 20 млн.

Плюсы, для чайников и не только, заключаются в моменте, что торги проводятся только среди таких организаций или такую компанию привлекают как субподрядчика.

В первом варианте организация должна представить документ, подтверждающий её принадлежность к СМП. Однако, в остальном ФЗ 44 содержит единые требования ко всем участникам и разрешает участие в закупках, если:

  • компания не приостановила финдеятельность, не находится в процессе ликвидации и не банкрот;
  • организация — добросовестный налогоплательщик;
  • главный бухгалтер и руководитель не были судимы за экономические преступления;
  • предыдущие 2 года работает без административных нарушений;
  • не аффилировано с госучреждением-донатором;
  • результат интеллектуальной деятельности находится у поставщика в исключительном праве;
  • не является собственностью оффшорных компаний;
  • не имеет иных ограничений для участия в торгах;
  • не замечен в РНП (если такое условие выдвинул заказчик).

Для чайников: особенности процедуры по ФЗ 44

ФЗ не настаивает на том, чтобы участники документально подтверждали каждый из пунктов требований, декларация составляется в свободной форме, это удобно для чайников участников. Подразумевается, что комиссия, которая будет работать со стороны заказчика, сама проверит эти данные.

В краткой форме следует изложить и доптребования ФЗ, которые госучреждение может установить в особых случаях или на некоторые товары/услуги, например, в закрытых конкурсах/аукционах. Эти данные поставщики должны будут подтвердить соответствующими бумагами.

Обычно все требования к участникам указаны в закупочной документации и не могут противоречить 44 ФЗ и иным актам. Для чайников нужно отметить, что отдельные условия предъявляют к поставщикам лекарственных средств, которые входят в перечень жизненно важных препаратов. Это самая важная информация о госзакупках по 44 ФЗ не только для чайников, но и для начинающих участников.

ЭТП, где участник по ФЗ пройдёт аккредитацию, всегда даёт подробную инструкцию по всем способам закупок.

Как видите, участвовать в госзакупках может фирма любого формата, вы бы не отказались стать поставщиком?

(пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://vse-investicii.ru/gosudarstvo/44-fz-dlya-chajnikov

№ 223-ФЗ в редакции 2016 года: что нас ждет в 2017 году

Краткое содержание законов 44-фз и 223-фз о госзакупках
23 Января 2017

Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» был принят в июле 2011 года. Цель его создания — упорядочить закупки для компаний и корпораций с государственным участием и субъектов естественных монополий.

Указанный федеральный закон считается более лояльным, нежели № 44-ФЗ. № 223-ФЗ лишь очерчивает общие правила, которые необходимо соблюдать заказчику, но не содержит жестких ограничений и требований.

Так, № 44-ФЗ четко определяет формы обеспечения заявки, устанавливает его размеры и правила внесения, срок действия и возврата обеспечения.

В № 223-ФЗ эти вопросы не рассмотрены и остаются на усмотрение заказчика.

За время своего недолгого, по меркам права, существования, № 223-ФЗ подвергался редактированию 14 раз. То есть в среднем дважды в год. На первый взгляд, это говорит о несовершенстве первоначального варианта. Но фактически речь идет также о совершенствовании законодательства в соответствии с политическим и экономическим состоянием страны.

Трансформация закона: хронология изменений № 223-ФЗ

Нынешний текст № 223-ФЗ претерпел значительную «модернизацию» в сравнении с первоначальным. Давайте рассмотрим главные нововведения прошлых лет:

  • В 2001 году было внесено единственное изменение: с того момента закон регламентирует также отбор организаций для оказания финансовых услуг.
  • С 2012 года под действие закона не попадают компании и естественные монополии, если процент государственного участия в них менее 50. То же относится к дочерним компаниям этих субъектов.
  • 2013 год был богат на изменения: во-первых, из-под действия № 223-ФЗ вышли обязательные для субъектов договоры, заключаемые в сфере электроэнергетики, а также лизинговые и межбанковские операции, отношения, связанные с деятельностью представителей владельцев облигаций. Зато теперь закон стал распространяться на закупки бюджетных учреждений, но лишь те, которые осуществляются за счет грантов и собственной прибыли. Правительство получило право определять преимущество российских производителей перед зарубежными, устанавливать квоты на покупки у субъектов МСП.С этого года все обязательные для публикации данные должны быть размещены в Единой информационной системе (ЕИС).
  • В 2014 году было принято решение о создании единого реестра договоров, однако действовать он начал лишь с начала 2015 года. Также добавлен новый орган, утверждающий положение о закупке — совет директоров.
  • В 2015 году изменения были направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства, инновационных технологий и отечественных производителей. Для некоторых компаний введены квоты на обязательные закупки у субъектов МСП и внедрение современных разработок. Важным нововведением стала организация комиссии по импортозамещению: теперь для многих компаний крупные заказы зарубежной продукции стали возможны лишь в тех случаях, когда российские производители не предлагают альтернативного товара.
  • За прошедший 2016 год изменения были внесены четыре раза: федеральный закон перестал распространяться на унитарные предприятия, кроме тех случаев, когда они осуществляют закупки за счет грантов или в качестве исполнителя. Последняя в 2016 году редакция № 223-ФЗ о госзакупках была утверждена в конце декабря и действует с начала 2017 года. О ней мы поговорим подробнее.

За правое дело

Правовое регулирование госзакупок — пожалуй, одно из самых быстро изменяющихся направлений законодательства в нашей стране. Например, в Федеральный закон № 44-ФЗ, принятый на два года позже № 223-ФЗ, вносили правки уже 35 раз! Таким образом государство борется с недобросовестными заказчиками и хищением бюджетных средств, постепенно закрывая «лазейки» для коррупционеров.

Федеральный закон № 223-ФЗ— чего ждать в 2017 году?

С первого дня нового года вступили в силу поправки, введенные № 474-ФЗ: закупки некоторых унитарных предприятий, занимающихся обеспечением прав и законных интересов граждан, вопросами безопасности и обороноспособности страны, будут регулироваться законом № 223-ФЗ.

В список попадающих под действие закона ФГУП входят предприятия ФСБ, Минобороны, ряд средств массовой информации. Полный перечень указан в распоряжении Правительства от 31.12.2016 № 2931-р. Остальные унитарные предприятия при заключении контрактов с 2016 года обязаны применять № 44-ФЗ.

Источник: http://www.rimcorp.ru/useful/223_fz_v_redaktsii_2016_goda/

44 ФЗ для чайников — коротко о главном

Краткое содержание законов 44-фз и 223-фз о госзакупках

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

44 ФЗ кратко

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

Краткое содержание Федерального закона «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 представлено в 8-и главах:

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить тут: статья 94 здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Ознакомьтесь  Закон о платном образовании

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Федеральный закон 223 вступил в законную силу 18 июля 2011 года. С момента его вступления в силу в него были внесены изменения, также как и в ФЗ 44 для чайников. Оба законодательных акта регламентируют закупки товаров, работ и услуг, однако они имеют массу отличий (схема отличий).

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать: 

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

  • конкурсы;
  • аукционы (электронное размещение заказов);
  • котировки;
  • госзакупка у единственного поставщика.

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/44-fz-dlya-chajnikov-korotko-o-glavnom/

Юрист Барсов
Добавить комментарий