Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-фз?

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-фз?

Зачастую именно заключение определенного процесса в формализованную структуру позволяет наиболее качественно регулировать этот процесс и управлять им.

Снабжение предприятия ресурсами – одно из важных направлений производственной деятельности, а придать ему строгую форму можно, используя положение о закупках.

Современное законодательство только в некоторых случаях требует от предпринимателя, чтобы его снабженческая деятельность полностью подчинялась тем правилам, которые включены в положение о закупках (по 223-ФЗ и по 44-ФЗ).

Оба закона регулируют деятельность, так или иначе связанную с расходованием на снабжение денежных средств, в которых заинтересовано государство.У предпринимателей, которые работают на себя, такой обязанности нет.

Но, опять же, никто не запрещает предпринимателю воспользоваться теми наработками, которые изложило в указанных федеральных законах государство, и по образу и подобию создать и утвердить собственный документ о порядке закупочной деятельности.

Преимущества наличия положения о закупках в следующем: Обязанность создавать отдельный отдел по закупке существует только у ряда крупных муниципальных и федеральных образований, которые закупают товары, работы и услуги в крупных размерах и за казенные деньги (по 44-ФЗ).

Все остальные субъекты хозяйствования, хоть и освобождены от такой обязанности, но, тем не менее, зачастую имеют в своем штате отделы, в функциональные обязанности которых входит ведение закупочной деятельности.

В этой ситуации может возникнуть дилемма: достаточно ли одного положения о закупках или на предприятии должно существовать и положение об отделе закупок.

Этот вопрос также лежит в компетенции администрации предприятия, и только администратору (директору) решать, как наилучшим образом урегулировать закупочную деятельность.

Однако, исходя из практики и взяв во внимание, что положение о закупочных мероприятиях все-таки регулирует снабженческие процедуры, а положение отдела закупок регулирует работу самого отдела, оптимальным вариантом было бы разделить эти два локальных документа.

Разный предмет регулирования задает двум этим положениям абсолютно разный характер локального нормотворчества.В одном случае упорядочивается процесс покупки, в другом – закрепляется порядок работы отдела.Индустриализация в СССР – это масштабная механизация всех отраслей производства страны.

Политика форсированной индустриализации преобразила облик нашего государства и заложила основу его дальнейшего экономического развития на несколько десятилетий вперед.

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, которая позволила Советскому Союзу стать одним из мировых лидеров.

Мы постараемся разобраться, в чем заключались особенности социалистической индустриализации в Советском Союзе, какие проблемы вызвали необходимость ее проведения, какими были методы осуществления экономических реформ, каковы их причины и последствия.Чтобы понять, почему индустриализация была провозглашена первоочередной задачей, обратимся к истории.

Виды товаров работ и услуг закупаемых по 44-ФЗ POINT-V. RU

Предпосылки индустриализации возникли к середине 20-х годов 20 века, когда молодое советское государство оправилось от последствий Первой мировой и гражданской войн.

Развитие промышленного производства, сельского хозяйства и торговли в условиях объявленной большевиками новой экономической политики (НЭП) вывело СССР на уровень довоенного 1913 года.Но за время потрясений Советский Союз значительно отстал от Запада.

Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость сократить это отставание.

Несмотря на сложные отношения с остальным миром, мы в значительной степени зависели от зарубежных стран.Большая часть оборудования, автомобилей и многого другого закупалось за рубежом, так как индустрия средств производства у нас практически отсутствовала.Причины индустриализации заключались в преодолении этих негативных моментов.

Особенности индустриализации в СССР, отличавшие ее от подобных процессов в других странах, были вызваны сокращенными сроками на ее проведение.Остро назрела необходимость индустриализации в СССР, которая бы привела к превращению страны в современную, экономически развитую державу.

Активная роль государства в индустриализации предусматривала решение трех основных задач: Все эти причины и цели индустриализации послужили толчком к немедленным практическим действиям.

Советский Союз не был единственной страной на планете, пережившей индустриализацию, но она стремительно вывела нашу страну в число мировых индустриальных лидеров.Это был беспрецедентный случай, имеющий огромное значение.

Особенностью советской индустриализации было то, что ни в одном государстве мира никогда ранее не наблюдалось такого скачка в экономическом развитии, как в период индустриализации в СССР.

Суть в том, что европейское промышленное производство развивалось постепенно и планомерно, без резких рывков, какими характеризовалась советская индустриализация.

Какой договор заключить с единственным поставщиком по 44 фз

Ее источниками были доходы от агропромышленного комплекса и легкой индустрии.Рассказывая о советской индустриализации, нельзя обойти и негативные моменты.В планы руководства СССР медленный рост не входил, слишком велико было отставание от ведущих стран Запада.

Когда началась политика индустриализации в СССР, в стране источником средств на реструктуризацию экономики СССР стала прибыль от вывоза за рубеж хлеба, произведений искусства и природных ресурсов.Чтобы понять, в чем состояла главная особенность индустриализации в СССР, следует изучить статистику изменения численности населения в стране.

А она за годы первой пятилетки основательно сократилась.Происходило жесточайшее ограбление аграрных районов, приведшее к массовому голоду в Поволжье, Северном Кавказе и на Украине.Индустриализация в СССР в значительной степени была оплачена миллионами жизней крестьян, умерших от голода.

Вот каковы были итоги индустриализации в нашей стране.Даже в США период быстрой индустриализации страны после гражданской войны, который вывел эту страну далеко вперед, не идет ни в какое сравнение с промышленной революцией в период индустриализации в СССР.

Закон № 44-ФЗ продолжаем отвечать на вопросы читателей о

Курс на индустриализацию был принят на 14-м съезде ВКП(б) в декабре 1925 года.Там были определены основные направления индустриализации в ближайшей перспективе.Индустриализация страны была определена как важнейшая задача, а на 15-м съезде, состоявшемся в 1927 году, в развернутом виде был представлен план на 1-ю пятилетку.

Дата проведения этого съезда и был отправной точкой, с которой началась индустриализация Советской державы. Политика НЭПа, которая характеризовалась отдельными элементами рыночной экономики, была свернута.

В эти годы в Советском Союзе курс был взят на форсированную индустриализацию, которой присуще использование командно-административных методов.По инициативе Сталина, первый пятилетний план индустриализации осуществлялся в сжатые сроки, за четыре года.

Главной задачей пятилетки было развитие тяжелой промышленности и энергетики.

Главной задачей пятилетки было развитие тяжелой промышленности и энергетики.Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость перехода от экспорта станков и машин к собственному производству.Задача выполнялась любой ценой, даже в ущерб легкой индустрии.

Это делалось не только, чтобы обрести экономическую независимость.В СССР индустриализация началась в тот момент, когда в мире разразился крупный экономический кризис, в результате которого в западных странах произошло значительное сокращение производства.

Это послужило причиной сокращения поставок оборудования в СССР.Основные мероприятия – это массовое строительство промышленных объектов.

Уменьшить штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по

В годы первой пятилетки было построено около 1,5 тысячи новых предприятий, немалая часть которых относится к промышленным гигантам.

Вот некоторые результаты индустриализации во время первой пятилетки: Если главной задачей первой пятилетки был отказ от закупок оборудования за рубежом и поддержание курса на собственное производство, то вторая пятилетка решала целый комплекс задач, решение которых можно отнести к итогам индустриализации в СССР в довоенный период.

Больше уделялось внимания улучшению материального положения рабочих.Больше внимания уделялось сбалансированности народного хозяйства. Вводились новые методы мотивации труда, соответствующие социалистическому лозунгу: «От каждого – по способностям, каждому – по труду».

Одним из рычагов роста производительности труда стала сдельная оплата труда.В работе предприятий стали проявляться элементы хозрасчета.Хотя наиболее быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность, немного сократилось отставание легкой промышленности от тяжелой.Это позволило начать насыщение рынка товарами народного потребления.

К итогам индустриализации в СССР в довоенный период можно отнести и то, что была ликвидирована карточная система на продукты и непродовольственные товары.Под сталинским лозунгом «Кадры решают все» начинается чистка руководящих кадров организаций и предприятий.

На смену «классово-чуждым элементам», многих из которых «утилизировали», приходят новые руководители из пролетарской среды.Они получили достойную подготовку и стали настоящими профессионалами.Хотя методы индустриализации были административно-командными, высокий уровень энтузиазма трудящихся позволял добиваться превосходных результатов.

Децентрализованные криптовалютные биржи — принцип работы

В различных сферах производства начинается стахановское движение, названное так по фамилии донецкого шахтера Алексея Стаханова.Страна узнала его имя, а также имена Никиты Изотова, Паши Ангелиной, Петра Кривоноса.Популярность этих людей была шире, чем сегодня у звезд шоу-бизнеса.

В августе 1935 года донецкий шахтер Алексей Стаханов (справа на фото) установил мировой рекорд по добыче угля, за 5 часов 45 минут работы добыв 102 тонны, что превышало среднесуточную норму выработки в 14 раз Благодаря активному участию С.

Кирова и ленинградской партийной организации, Ленинград был флагманом социалистической конкуренции.Питерские коммунисты активно внедряли в массы идею социалистических соревнований.Ход индустриализации характеризуется активным использованием труда заключенных.

Именно благодаря им, в 30-х годах было построено немало объектов, в том числе и знаменитый Беломорско-Балтийский канал.Основным итогом второй пятилетки можно назвать становление мощного военно-промышленного комплекса.Первые пятилетки позволили осуществить техническое перевооружение Красной Армии в довоенный период.

Война была не за горами, именно она заставила прервать третью пятилетку, так как в военное время задачи перед советской экономикой стояли совершенно другие.

Источник: http://ating.spb.ru/admpravo/kakovy-plyusy-i-minusy-centralizovannyh-zakupok-po-44-fz

Централизованные закупки и особенности их проведения

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-фз?

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

Централизованные закупки по 44-ФЗ

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.

Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный  орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:

  1. Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

  2. Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

  1. создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

  2. применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

  3. устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

  1. техническое задание;

  2. рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

  3. проект договора;

  4. типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

  1. соответствие планам закупок;

  2. проверка комплектности документов;

  3. наличие в документах необходимых сведений;

  4. соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

После этого формируется проект извещения

Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам.

Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.

В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:

  1. принять рекомендации и внести изменения в заявку

  2. или продолжить процедуру без изменений.

В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.

Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.

Следующий этап — размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера

Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.

БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).

После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.

Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.

После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.

Преимущества и недостатки централизованных закупок

У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:

  1. во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);

  2. во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;

  3. в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.

Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:

  1. При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.

  2. Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.

Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.

44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.

©ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Централизованные закупки

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Особенности участия в электронном аукционе

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/centralizovannye-zakupki

Плюсы и минусы закупок через уполномоченный орган

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-фз?

В рамках контрактной системы предусмотрена возможность организации централизованных закупок с целью упорядочения тендерной деятельности и снижения коррупционных рисков. Чем хороша централизация и какие у нее есть недостатки, Т94 попросил рассказать экспертов.

Суть централизации закупок сводится к созданию уполномоченного органа, который на муниципальном уровне снабжает материальными ценностями все государственные и муниципальные предприятия.

При этом каждый из заказчиков сам составляет обоснование закупки и план закупочной деятельности. Договоры с подрядчиками также подписываются каждым заказчиком самостоятельно.

Уполномоченный орган занимается сбором заказов, а также организует и проводит закупочные процедуры, определяя поставщика, наилучшим образом соответствующего заказу. 

С одной стороны, это удобно, так как позволяет сэкономить временные и кадровые ресурсы на проведение закупок.

Это подтвердили в Национальной ассоциации участников закупок (НАИЗ), куда Т94 обратился за комментарием: «При самостоятельном размещении заказов требуется наличие профессионального специально обученного штата сотрудников у каждого заказчика отдельно (специалисты по закупкам, юристы-специалисты по закупкам, специалисты, которые готовят техническое задание, члены комиссии по осуществлению закупок). На содержание такого штата требуется значительные бюджетные средства: на фонд заработной платы, на выплату налогов и отчислений в государственные социальные фонды, содержание рабочих мест, дополнительной площади в зданиях, приобретение мебели, компьютерной техники, канцелярских товаров и т.п.»

С другой стороны, часть поставщиков отсеивается уполномоченным органом во время проведения тендера, хотя заказчик мог быть и готов рассмотреть их предложения. Сергей Фахретдинов, руководитель комитета «Деловая Россия» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, рассказал Т94: «В рамках 44-ФЗ для закупки продукции для собственнных операционных нужд федеральных органов может быть создан или назначен госорган, ответственный за определение поставщика. Считается, что такая возможность позволяет упростить работу и наблюдать за одним определяющим поставщика органом, вместо многих заказчиков, что упрощает контроль над процессом закупки. Однако для поставщиков, напротив, такая схема усложняет работу и в разы увеличиваются коррупционные риски. При консолидации всей процедуры определения поставщика в одних руках для многих заказчиков необходимо увеличить присутствие общественного контроля. Общественное обсуждение и огласка помогут избежать случаев намеренного выбора определенного поставщика без применения конкурентных процедур».

Федеральная антимонопольная служба России в целом поддерживает централизацию закупок. По мнению ведомства, этот инструмент способствует уменьшению количества нарушений со стороны заказчиков и создаёт возможность повышения экономического эффекта закупки.

«При этом, проводя централизованные торги, важно помнить о недопустимости необоснованного укрупнения лота, который ведет к сокращению количества участников закупки и как следствие – к снижению экономической эффективности закупки».

– отмечает заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.

Лев Алин, заместитель директора компании МЭЛТОР, считает, что централизация не всегда удобна заказчику.

По его словам, со стороны заказчика будет серьезное противодействие, и это не гарантирует полного искоренения коррупции. «Был случай, когда в системе УИН в 2003 г.

сделали укрупнение, то есть закупки не на местах, а через головное министерство. Сразу ухудшилось качество поставляемых товаров и продуктов, при этом увеличилась их закупка», – говорит Лев Алин.

В списке мероприятий по повышению эффективности контрактной системы, составленном НАИЗ, проведение масштабной централизации закупок остается на первом месте.

«Повысятся профессионализм и эффективность закупок, их открытость и прозрачность, вырастет доверие граждан к государству и к системе закупок субъекта РФ.

Будут исключены неэффективное расходование средств и конфликты интересов», – настаивают в НАИЗ.

Конфликт интересов – отдельная больная тема. Когда закупочную документацию разрабатывают те же люди, которые принимают решения о результатах тендера, возможны злоупотребления: ТЗ может быть составлено под конкретного поставщика, с которым заказчик вступает в сговор.

В НАИЗ подчеркивают: «При передаче процедур закупок в уполномоченный орган, все этапы закупочной процедуры подвергаются юридической и финансово-экономической экспертизе не ангажированными, независимыми от заказчика специалистами по закупкам, у которых нет личного интереса в результате закупки, что исключает конфликт интересов и минимизирует коррупционные риски». Истина, как всегда, где-то посередине, и универсального рецепта для всех не существует. Ряду предприятий, которые не располагают собственными ресурсами для ведения закупочной деятельности на высоком профессиональном уровне, централизация действительно поможет. Но существуют и предприятия, для которых самостоятельные закупки прошли бы комфортнее и быстрее, чем централизованные. В стремлении снизить коррупционные риски не следует забывать об удобстве для добросовестных заказчиков, которые не должны страдать из-за чужих злоупотреблений.

Ангелина Жукова, Олеся Кривцова

Источник: torg94.ru

44фззакупкиторгиконтрактная система

Источник: http://certisfera.ru/news/plyusy-i-minusy-zakupok-cherez-upolnomochennyy-organ

Централизованные закупки по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-фз?

Количество осуществляемых государственных и муниципальных закупок, которые регулярно осуществляются для обеспечения нужд различных государственных органов и учреждений, постоянно растет. Именно по этой причине на законодательном уровне было принято решение о необходимости осуществления централизации проводимых закупок, если их возможно объединить по какому-либо признаку.

Какие виды централизации на сегодняшний день существуют, и каким образом происходит реализация принципа централизации закупок?

Понятие и ключевые типы централизации проводимых закупок

Централизация закупок – это объединение проводимых закупочных процедур по какому-либо признаку с передачей права проведения таких процедур одному уполномоченному органу или наиболее крупному заказчику с целью сокращения осуществляемых процедур и уменьшению сроков исполнения подписанных в итоге контрактов.

На сегодняшний день существуют несколько основных типов централизации, которые призваны облегчить и сделать максимально прозрачным функционирование созданной в Российской Федерации контрактной системы. К числу основных типов централизации относятся:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • базовая;
  • предметная;
  • ведомственная.

В рамках действующего законодательства была также создана и вертикальная централизация, однако, на сегодняшний день она не получила распространения из-за сложности ее организации.

Базовая централизация

Данный тип централизации представляет собой наиболее распространенный в плане осуществления, так как может использоваться на различных уровнях осуществления закупок. В рамках непосредственной реализации данного типа централизации осуществляется разделение полномочий между уполномоченным органом на проведение закупок и потенциальным государственным заказчиком.

При проведении такой закупочной процедуры централизация выглядит следующим образом:

  • уполномоченный государственный орган или специально созданный единый заказчик проводит все процедуры, которые предусмотрены для определения того или иного поставщика или исполнителя;
  • заказчик обосновывает необходимость проведения той или иной закупки, а также формирует начальную максимальную цену контракта и ведет в полном объеме всю процедуру от момента определения исполнителя по контракту до подписания контракта и принятия результатов по итогам его исполнения.

Для того, чтобы проводимые централизованные закупочные процедуры были осуществлены максимально прозрачно, законодатель разграничил полномочия и обязанности, которыми наделены уполномоченный орган по проведению централизованных закупок и потенциальный заказчик.

Так, на заказчика, кроме перечисленных выше обязанностей, возложены и другие, к которым относятся:

  • создание на основании имеющихся потребностей плана закупок, а также плана-графика потенциально осуществляемых закупочных процедур;
  • в том случае, если некоторые закупки требуют проведения общественного обсуждения, то именно заказчик своими силами должен осуществлять такую процедуру;
  • выбор и обоснование того или иного способа определения потенциального исполнителя;
  • подготовка всей необходимой закупочной документации, в которой будет сформировано описание объекта закупки, обоснована начальная максимальная цена контракта, формирование проекта контракта, который в последующем будет подписан с победителем закупочной процедуры;
  • порядок внесения средств в качестве обеспечения заявки на участие и обеспечения исполнения контракта;
  • обработка запросов на разъяснение закупочной документации и передача ответов на запросы в уполномоченные органы на проведение централизованной закупки;
  • подписание контракта с победителем проведенной процедуры и направление информации о заключении такого контракта в реестр контрактов, а также формирование информации о том, в каком объеме и насколько качественно заключенный контракт исполнен;
  • размещение в Единой информационной системе информации в виде отчетов об исполнении контракта;
  • заключение контрактов с единственным поставщиком, а также проведение запроса предложений по итогам признания несостоявшимися аукциона или конкурса как процедуры определения исполнителя по контракту.

Что же касается полномочий, которые возлагаются на специальный орган по централизации закупок, то здесь следует отметить:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • подготовка извещений о планируемой к проведению закупки и размещение необходимой информации в Единой информационной системе;
  • организация единой закупочной комиссии и осуществление ее деятельности, в том числе путем ведения всех необходимых протоколов и размещения их в указанные сроки в ЕИС;
  • размещение в ЕИС всех необходимых сведений о проводимой закупке, в том числе проекта контракта и документации о закупке для ознакомления с ними потенциальных участников закупочной процедуры;
  • обеспечение сохранности до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в проводимой закупочной процедуре, а также сохранение конфиденциальными поданных электронных заявок на участие до момента их вскрытия для последующей оценки относительно возможностей участия в проводимых процедурах;
  • предоставление возможности представителям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присутствовать в момент вскрытия заявок и проведения их анализа для принятия решения о дальнейшем допуске к участию в закупке;
  • обеспечение хранения всех документов о закупке в соответствии с установленными законом требованиями и в течение срока, который определен для тех или иных закупочных процедур.

Данный вид централизации, однако, не является наиболее удобным, так как «загрузка» и уполномоченного органа на проведение закупок, и самого заказчика остаются достаточно большими.

Ведомственная централизация

Данный вид централизации используется в настоящее время также часто, как и базовая, что обусловлено целым рядом ее особенностей.

Чаще всего ведомственная централизация носит характер совмещенного с базовой, так как на заказчике лежит обязанность подготовки закупочной документации, а также проведения ряда мероприятий, направленных на взаимодействие с потенциальными участниками закупки.

Однако суть такой централизации заключается в том, что централизованные закупки проводятся для нужд какого-либо ведомства и всех подчиненных ему учреждений (например, в Тульской области Министерство труда и социальной защиты населения проводит централизованные закупки для всех органов социальной защиты населения, а также для нужд Центра занятости населения Тульской области, расположенных на территории Тульской области, если начальная максимальная цена контракта превышает пятьсот тысяч рублей независимо от выбранной формы проведения такой закупки).

Для осуществления таких закупочных процедур в рамках руководящего органа власти формируется специальное подразделение, которое занимается проведением всех необходимых мероприятий от момента размещения извещения в Единой информационной системе до подведения итогов закупочной процедуры.

При этом контракт должен подписать тот заказчик, который выступил инициатором проведения закупки. И на плечи этого же заказчика ложится обязанность о необходимости размещения всей итоговой информации в ЕИС.

Предметная централизация

Этот вид централизации встречается чаще всего в отношении тех закупок, которые проводятся для какой-либо конкретной отрасли, например, для осуществления закупок в интересах дошкольных образовательных учреждений.

Характерной особенностью такого рода закупок становится то, что на заказчика ложится обязанность подготовить обоснование проводимой закупки, а также сформировать информацию о своих потребностях.

Еще одним видом предметной централизации становится централизованная закупка, которая осуществляется уполномоченным на то органом федерального или регионального уровня, если проведение такой закупки отвечает главному требованию – необходимости приобретения сходных или аналогичных товаров для нескольких заказчиков (например, для дошкольных и школьных образовательных учреждений должны быть закуплены методические пособия для педагогического состава, а также раздаточный материал для дошкольников и школьников). Как и в случае предметной централизации в рамках одной отрасли, в данном случае заказчику необходимо только обосновать необходимость проведения для него такого вида закупки, а также обозначить уровень своих потребностей.

Уполномоченные органы на проведение централизованных закупок и порядок взаимодействия с заказчиками

Создание уполномоченных органов на проведение государственных и муниципальных закупок и их функционирование полностью отрегулировано положениями части 1 статьи 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Вся процедура проведения закупки уполномоченным органом на проведение централизованных закупок осуществляется на основании действующих положений Федерального закона «О контрактной системе».

Что же касается выбора того способа, который следует рассматривать как наиболее оптимальный для определения исполнителя по тому или иному государственному контракту, то такой выбор должен быть осуществлен самим уполномоченным органом на проведение централизованной закупки на основании целого ряда показателей, в числе которых следует рассматривать:

  • срочность обеспечения интересов и нужд того или иного заказчика, который подал заявку на проведение централизованной закупки;
  • начальная максимальная цена контракта (чем меньше данная сумма, тем меньше необходимость проводить крупные торговые процедуры, например, аукцион или конкурс);
  • участие в централизованной закупке нескольких заказчиков, чьи интересы представляет уполномоченный государственный орган.

Что же касается проведения самой выбранной процедуры, то она будет проводиться в соответствии с установленным в соответствующих статьях регламентом.

При этом заказчик в лице его контрактного управляющего или уполномоченного сотрудника контрактной службы должен участвовать в подписании всех протоколов и других предусмотренных законом документов, которые должны сопровождать проводимую процедуру.

Плюсы и минусы проведения централизованных закупок с точки зрения заказчика

Проведение централизованных закупок, несмотря на то, что они осуществляются на основании тщательного государственного регулирования, имеют свои положительные и отрицательные стороны. К числу положительных следует отнести:

  • снижение ответственности для заказчика в части соблюдения сроков и требований законодательства относительно отображения в Единой информационной системе всех результатов проведенной закупочной процедуры;
  • наличие возможности получить квалифицированную консультацию сотрудника, проводящего закупочные процедуры, относительно вопросов подготовки документации или иных спорных вопросов при проведении той или иной закупки;
  • возможность получения необходимого товара, услуг или работ по цене ниже, чем была запланирована, в результате большего снижения НМЦК из-за большего объема закупаемого материала.

К минусам централизованной закупки относятся:

  • срок проведения процедуры, который может быть увеличен по причине увеличения НМЦК свыше трех миллионов из-за необходимости проведения большего объема закупки, чем планировал сам заказчик;
  • отсрочка проведения закупки из-за необходимости набрать определенный объем заказываемых товаров, работ или услуг для проведения единой централизованной закупки по одному из видов централизации;
  • необходимость неоднократного согласования всех подготавливаемых документов для проведения закупочной процедуры.

Несмотря на сложность для заказчика участия в централизованной процедуре закупки, принять решение об участии в ней или отказаться сам заказчик не может, так как это может быть чревато нарушением действующего законодательства.

Однако в некоторых случаях централизованные закупки могут выступать серьезным подспорьем в реализации крупных закупочных процедур и при осуществлении экономии бюджетных средств.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/centralizovannye.html

Централизация государственных закупок: плюсы и минусы

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-фз?

Федеральным законом №44-ФЗ установлен институт централизованных закупок. Статьей 26 Федерального закона № 44-ФЗ определены условия и основные «ключевые точки» для централизации закупок. К таковым относится необходимость создания уполномоченного органа или уполномоченного учреждения и утверждения порядка их взаимодействия с заказчиком. Рассмотрим централизацию закупок подробнее.

статьи:

Статья 3 Федерального закона №44-ФЗ закрепляет, что уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – это государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Федерального закона №44-ФЗ.

Соответственно, для централизации закупок по 44-ФЗ необходимо создать государственный, муниципальный орган или казенное учреждение, которые и будут уполномочены именно на определение подрядчиков (поставщиков, исполнителей) для осуществления государственных или муниципальных закупок. При этом существует возможность не создавать новый орган или учреждение, для этих целей, а возложить полномочия уполномоченного органа в сфере закупок на уже функционирующий государственный орган, муниципальный орган или казенное учреждение.

Необходимо помнить, что Федеральным законом 44-ФЗ определенно, что некоторые полномочия заказчика не могут быть осуществлены уполномоченным органом в сфере закупок.

В частности установлено, что уполномоченный орган или учреждение только определяет поставщиков, но при этом они не могут осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе начальной (максимальной) цены контракта.

Отдельно отмечено, что контракты подписываются только заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) уполномоченным органом в сфере закупок. 

Федеральным законом 44-ФЗ установлено, что порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями. Учитывая, что больше Федеральный закон №44-ФЗ не содержит требований, кроме указанных в 26 статье к такому порядку, это означает, что возможна определённая «свобода творчества» при формировании такого документа.

Допускается так же возможность по соглашению между субъектами и муниципалитетами определить, что закупки муниципальных заказчиков осуществляют уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации.

Несмотря на то, что институт централизации государственных и муниципальных закупок введен Федеральным законом 44-ФЗ в целях реализации им же закреплённых принципов эффективности и единства закупок, при непосредственной реализации централизованных закупок по 44-фз на практике возникают некоторые сложности, которые сказываются на результате закупок.

Во первых при централизации закупок по 44-ФЗ возникает снижение конкуренции между участниками закупок, поскольку в таком случае возрастает объем товаром, работ и услуг, финансовые риски и логистическая нагрузка на потенциального победителя закупки.

Происходит это потому что нужды многих заказчиков неизбежно объединяются и укрупняются уполномоченным органом в одну закупку. Следствием этого является снижение качества товаров, работ и услуг.

Крупные закупки не интересует представителей малого бизнеса, и в итоге победителем по таким закупкам являются только достаточно крупные игроки этого рынка.

Снижение количества участников закупки так же снижает и процент экономии бюджетных средств по таким закупкам, относительно того, если бы заказчики самостоятельно по отдельности закупали эти объекты закупки.

Дополнительным негативным фактором является неизбежное возникновение коррупционных факторов, которые так же снижают эффективность таких закупок. Распространены по таким видам закупок и случаи картельных сговоров между участниками закупок.

Немаловажным является и вопрос логистики информации между заказчиком и уполномоченным органом в сфере закупок, который может привнести дополнительные проблемы в и так сложную сферу закупок.

На практике централизация государственных закупок приводит к неизбежному увеличению сроков осуществления закупок, что вкупе с низким качеством планирования среди заказчиков часто может приводить к срыву государственных или муниципальных закупок.

Помимо всего выше обозначенного, вследствие того, что не все полномочия заказчика передаются уполномоченному органу в сфере закупок, заказчик все равно должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Ну и поскольку закупки уполномоченный орган осуществляет для многих заказчиков, то срыв даже одной закупки влечёт негативные риски для одного или даже нескольких субъектов.

Учитывая это, нередки случаи когда, уполномоченные органы в сфере закупок «договариваются» с контролирующими органами на предмет сокрытия допущенных нарушений Федерального закона №44-ФЗ. 

Когда закупки осуществляются непосредственно заказчиком, он абсолютно самостоятельно определяет способы своих закупок. При централизации государственных и муниципальных закупок такая свобода выбора у уполномоченного органа отсутствует.

А это означает, что снижается возможность заказчиков максимально оперативно удовлетворять свои нужды.

Стоит отметить, что на практике осознавая вышеуказанные риски, нередки случаи, когда в порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями предусматривается право заказчиков осуществлять некоторые виды закупок своими силами. Как правило, это определяется по сумме закупок.

Несмотря на наличие негативных факторов централизации государственных закупок по 44-ФЗ, законодатель развивает и поддерживает этот институт, поскольку он несет в себе и некоторые позитивные моменты.

Так несомненным плюсом является существенная экономия бюджетных средств за счет закупки крупной партии товаров, что позволяет поставщикам работать крупным оптом.

И хотя официально уполномоченные органы в сфере закупок не занимаются планированием закупок, в целях координации действий заказчиков они вынуждены это делать, что в целом значительно повышает общий уровень планирования и управления такими закупками.

Немаловажным фактором является так же профессионализм сотрудников уполномоченного органа, поскольку значительный объем закупок не позволяет проявлять некомпетентность в данной сфере. 

Отдельно стоит отметить возможность более детального государственного и общественного контроля при проведении централизации государственных закупок, поскольку крупные закупки всегда привлекают большее внимание общественности, их проще контролировать соответствующим органам. Отдельно отмечено, что к деятельности уполномоченных органов на общих началах применяется, мониторинг и аудит в сфере закупок. 

Именно это и позволяет сводить к минимуму все обозначенные в данной статьей негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ.

Источник: http://tenderoviki.ru/tenderovedenie/centralizacija-zakupok.html

Юрист Барсов
Добавить комментарий