Банки обязали направлять в налоговую инспекцию сведения о вкладах граждан

Как налоговая будет мониторить личные банковские счета ФЛП — разъяснение ГФС

Банки обязали направлять в налоговую инспекцию сведения о вкладах граждан

В начале августа стало известно, что Государственная фискальная служба Украины намерена получать от банков информацию не только о корпоративных, но и о личных счетах украинских предпринимателей.

Таким образом хотят отлавливать недобросовестных ФЛП, которые могут принимать оплаты за свои товары и услуги на счета физлиц, о которых не знают в налоговой, и соответственно, не показывать такие доходы и не платить с них налоги.

Данная инициатива ГФС вызвала много вопросов, ведь чиновники ничего не сказали о том, какие конкретно банковские данные они получат и как будут отделять неплательщиков от честных ФЛП. Мнения юристов на этот счет можно почитать здесь. Сегодня AIN.UA публикует официальные разъяснения самой ГФС на этот счет. 

Пока только об открытии и закрытии личных счетов в банках.

Ранее финучреждения добросовестно отчитывались только о корпоративных счетах (иначе их ждала ответственность по статье 118 Налогового кодекса), а теперь должны будут сообщать и о физических.

Таким образом, ГФС узнает обо всех счетах предпринимателей и самозанятых лиц, с помощью которых они гипотетически могут получать оплаты за свою хозяйственную или независимую профессиональную деятельность. 

В ведомтсве уточнили, что это законно. Требования по представлению сообщений об открытии и закрытии счетов налогоплательщиков в банках и других финансовых учреждениях установлено статьей 69 Налогового кодекса Украины. Механизм передачи таких сведений утвержден Министерством финансов в 2015 году.

Но раньше такого не было, почему они занялись личными счетами сейчас?

На самом деле, как поясняют в ГФС, согласно пункту 69.7 статьи 69 Налогового кодекса Украины, ФЛП и независимые профессионалы обязаны сообщать о своем статусе в банки, где они открывают счета. После чего банки, в свою очередь, должны данные об этих счетах передавать налоговой. А именно — в районные отделения, в которых клиенты стоят на учете.

Но тут возникает сложность. 

Иногда банки попросту не знают, что личный счет принадлежит ФЛП, потому и не сообщает о нем ГФС. Например, счет был открыт до получения клиентом статуса предпринимателя, или же он не сообщил о своем статусе предпринимателя в момент открытия нового счета.

Как раз эти счета фискалов и интересуют.

Сможет ли налоговая проверять движение по личным счетам ФЛП?

Да, но только по решению суда.

Контролирующие органы имеют право получать от банков справки и копии документов о наличии банковских счетов — безвоздмездно, а информацию об объеме и обороте средств на счетах — на основании решения суда.

В каких случаях будут запрашивать информацию о суммах и движении средств по личным счетам ФЛП?

В пресс-службе не дали четкого ответа на этот вопрос.

Однако из всего нижеизложенного можно сделать вывод, что больше шансов стать объектом пристального внимания налоговой у тех предпринимателей, которые входят в так называемую «группу риска». В ГФС их обозначили так: «налогоплательщики, имеющие наибольшее количество рисков неуплаты налоговых платежей».

Как именно будут определять, кто честно платит налоги, а кто скрывает?

На основании информации о наличии физических счетов у ФЛП, а также добытых с разрешения суда данных о движении средств на этих счетах в банках.

Заручившись всей этой информацией, ГФС будет осуществлять «качественный анализ реального объема поступлений предпринимателя от его производственной деятельности». А исходя из его результатов, определит тех, к кому стоит заглянуть с проверкой.

Вместе с тем, в ГФС поторопились заверить, что предприниматели, которые пока никак не скомпрометировали себя в глазах контролирующих органов, могут не волноваться.

«В рамках реформы налоговой системы в Украине последовательно уменьшается давление и вмешательство в хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Для недопущения налогового давления на добросовестных налогоплательщиков, ГФС постоянно совершенствуются процедуры и автоматизация критериев отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок.

«При этом, риски отбора ФЛП для проведения проверок изложены по градации значимости с процентным значением показателей. Следует заметить, что в план-график включаются налогоплательщики, имеющие наибольшее количество рисков неуплаты налоговых платежей», — подчеркнули в пресс-службе ведомства.

Когда же ГФС получит от банков информацию о личных счетах ФЛП?

Так просто получить от банков эти сведения не получится.

Согласно пункту 4 части первой статьи 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», информация о банковских счетах юридических и физических лиц, которая содержит банковскую тайну, раскрывается по письменному требованию центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

Поэтому пока ГФС направила банкам письменные требования о таком раскрытии.

Как именно банки будут собирать информацию о личных счетах ФЛП для фискалов и в какой срок должны ее подать, в пресс-службе не уточнили.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://ain.ua/2018/08/20/razyasnenie-gfs-po-fizschetm-flp/

Подают ли банки сведения в налоговую

Банки обязали направлять в налоговую инспекцию сведения о вкладах граждан

Финмониторинг называется, если сумма перевода будет больше 600 тыс за раз, Лучше если на более 500 тыс.

Финмониторинг называется, если сумма перевода будет больше 600 тыс за раз, Лучше если на более 500 тыс.

Но они также и отслеживают частоту переводов в месяц.

Если разобьете 1500000 на 3 части в месяц, могут спросить откуда деньги. С 2015 тоже будут интересоваться -готовится законопроектнет, банки вообще не имеют накакого права о разглошении какой либо информации о своих клинтах-это закон о банках-даже больше скажу, они даже полиции никакой информации не могут предоставить!

Банк может представить информацию для следственных органов, для налоговой полиции, прокуратуры как по решению суда, так и по постановлению прокурора.

  • Банк может представить информацию для следственных органов, для налоговой полиции, прокуратуры как по решению суда, так и по постановлению прокурора.
  • Но естественно, такая информация часто предоставляется и без таких решений, но она не может быть представлена как доказательство в суде или как аргумент для возбуждения уголовного дела.
  • Есть и некоторые подзаконные акты, которые обязуют банки самостоятельно сообщать следственным или налоговым органам о действиях клиентов, если они могут подпадать под отмывание средств, способствование терроризиму и прочее.
  • Также в каждой стране есть определённые нормы, связанные с переводами средств за рубеж, снятие наличных и прочее.
  • В случае нарушений этих норм, превышения определённых сумм и прочего, банк обязан сообщать эту информацию в налоговые или следственные органы.

Не соглашусь — о любых движениях по счетам, которые вызывают у банка определённые подозрения, банк сообщает в налоговую полицию, а уже та передаёт дела по ведомству.

Естественно, если в платёжке будет указано «оплата взрывчатых веществ для проведения терактов на территории аэропорта» банк, скорее всего, свяжется с борцами с терроризмом))Речь идет не о налоговой полиции, а о налоговой инспекции — это два совершенно разных ведомства, имеющие различные функции.

В большинстве случаев такие вопросы интересуют граждан, не декларирующих свои доходы, но разместившие средства в банке либо получающие заработную плату в виде перевода средств:) Банки могут «стучать» в налоговую в крайне редких случаях. И бывает, что какие-то платежи эта служба признает подозрительными.

Тогда она обычно не подает в налоговую, а общается с клиентом с просьбой доказать, что эти платежи законные.

  • Если клиент не доказывает или доказательства не устраивают банк, тогда банк просто разрывает договор с клиентом.
  • Однако если платежи слишком уж крупные — тогда банк «стучит» на клиента в налоговую. Как правило, там и суммы не детские, и часто такое бывает при поступлении большой суммы денежных средств из-за рубежа. Предоставление данных о своих клиентах банки осуществляют только на основании решения суда, следственных органов и прокуратуры.
  • В остальных случаях — это нарушение Закона о банковской деятельности и влечет за собой соответствующие санкции.
  • Налоговая может обратиться в прокуратуру с ходатайством о раскрытии информации, но для этого должны быть достаточно веские основания. Как правило, самостоятельно, по собственному желанию банки не подают сведений в инстанции о счетах и вкладах клиентов.

В Беларуси, например, уже никакой тайны вкладов не существует. А спецслужбы могут получить всю необходимую информацию даже без возбуждения уголовного дела. Однако налоговая инспекция может запросить сведения об остатке средств на счетах. Банк предоставит сведения, но по решению суда или по постановлению от судебных приставов.

Еще недавно по запросу налоговой выдавались все данные о счетах по человеку.

Банки не подают сведения в налоговую о

Считается, что банки любят контролировать все действия юридических лиц.

Открыл счёт — банк узнал всю твою подноготную, совершил платёж — банк тщательно проверил транзакцию, не заплатил налоги — банк тут же сообщил в налоговую.

Сообщает ли банк в налоговую об операциях

Когда речь заходит об обналичке или переводе больших сумм, паранойя достигает критической отметки.

Давайте разберёмся, как предпринимателю вести себя, чтобы финансовые учреждения не сильно интересовались его деятельностью.

Подаются ли сведения в налоговую?

В Банках есть специальное подразделение, которое называют древним русским словом «комплаенс». На них лежит большая ответственность по защите добропорядочных клиентов банка от нежелательного соседства с лицами, которые занимаются легализацией денег.

Если с вашим расчётным счётом происходит что-то непонятное, в первую очередь, заинтересуется именно комплаенс-контроль. Напротив, они стараются оградить себя и своих клиентов от подозрений со стороны Центробанка.

Мы с вами прекрасно знаем, к чему это подозрение приводит.

С какой суммы банки подают сведения в

Есть простое и важное правило, которое поможет избежать лишнего интереса со стороны комплаенса: не пытайтесь что-то скрыть — вас рано или поздно вычислят.

  • Клиенты банков жалуются на долгую процедуру открытия счёта — она может длиться несколько дней.
  • Попробуйте понять и простить — банк просто хочет убедиться в чистоте ваших помыслов, чтобы обезопасить себя и своих клиентов. Если вы смогли стать клиентом банка, вашу компанию сочли благонадёжной и платёжеспособной.
  • Закон стоит на стороне банка: клиенту можно отказать в открытии расчётного счёта, отменить любую транзакцию или в одностороннем порядке прекратить обслуживание при первом подозрении.
  • Однако, банкам не выгодно просто так отказываться от клиентов.

При открытии счёта банк особенно тщательно смотрит на адрес регистрации, проверяет директора, бенефициаров и деловую репутацию компании. Если налоговая закрыла глаза на адрес массовой регистрации, это не значит, что банк поступит так же.

По документам в одной комнате на 18 квадратов сидят 54 юридических лица — такое часто бывает, когда вы покупаете адрес в конторе по регистрации юрлиц. Если ваш бизнес зарегистрирован в разрушенном сарае, это легко заметить на фотографиях в картах Яндекса и Гугла.

Адрес регистрации по месту жительства учредителя тоже может показаться банку подозрительным.

Если же офис вашей компании находится в большом бизнес-центре, вас вряд ли в чём-то заподозрят. Информацию о местах массовой регистрации можно получить буквально за пару кликов, используя любой сервис поиска по госреестру (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Конечно, само наличие бизнеса в списке адресов массовой регистрации ещё ни о чём не говорит.

Комплаенс делает выводы на основании совокупности факторов.

Банки должны сообщать налоговым органам

Так что если единственное тёмное место вашего бизнеса — это адрес регистрации — бояться не стоит.

Гендиректор владеет пятнадцатью компаниями одновременно, при этом выглядит он не очень опрятно, общается односложными ругательствами и испускает неприятный аромат вчерашнего веселья.

  • Можно сделать предположение, что этот директор — номинальный.
  • Информация по номинальным директорам тоже выявляется за пару кликов в том же госреестре.
  • Помните, номинальный директор может причинить ущерб не только репутации банка, но и вашему бизнесу.
  • Есть куча историй про то, как номинальный директор без ведома владельца бизнеса переводил деньги компании на другой счёт. Если вам приходится работать с номиналом, будьте предельно внимательны.

Бенефициары — это специальные люди, которые прямо или косвенно владеют компанией или оказывают существенное влияние на принятие бизнес-решений.

Банки обязали направлять в налоговую

Часто предприниматель не хочет выдавать бенефициарных владельцев (иногда хранит коммерческую тайну, а иногда и сами бенефициары не хотят лишний раз светиться), хотя в соответствии с законом обязан это сделать.

Может ли банк подать на должника сведения в

И в соответствии с этим же законом банк может отказать в открытии счёта в ответ на отказ предоставить информацию.

Банки подают информацию о своих клиентах в

Если предыдущие пункты были довольно четкими и понятными, то этот пункт похож на сочинение в свободной форме.

Правда сочинять тут ничего не нужно — просто предоставьте банку отзывы от ваших контрагентов (если они у вас есть, конечно) или характеристику от другой кредитной организации, в которой раньше обслуживались.

Ответы@Mail. Ru Подают ли банки

Ознакомимся с примером.

Если ваш бизнес только запустился, то с вас могут ничего и не спросить. Сейчас почти везде можно расплатиться карточкой, поэтому наличные стремительно уходят на задний план (конечно, если вы ведёте белый бизнес).

Для юридических лиц каждый банк сам устанавливает лимит на снятие наличных, но обычно рекомендует снимать не более 100 тысяч рублей в месяц.

  • Однако, даже если вы снимаете ровно 100 тысяч, это не значит, что вы не привлечёте внимание банка.
  • Полноценная картина складывается только из совокупности ваших действий.
  • Если компания, деятельность которой не связана с оборотом налички, постоянно снимает кэш или вносит его же на счёт — это тревожный звонок для коплаенс-контроля.
  • Другое дело, если к вам приезжают люди из службы инкассации.

Это уже не считается внесением наличных — деньги из кассы напрямую зачисляются на расчётный счёт.

Как оформить?

Зарплату сотрудникам следует платить через зарплатный проект — такие услуги есть почти у всех банков.

Альтернатива — превратить всех сотрудников в ИП и платить им по договору подряда (можно заодно и на налогах сэкономить).

Если даёте займы собственной фирме из личных средств, старайтесь делать это банковскими переводами, а не внесением или снятием наличных. Помните: классическая схема обналичивания «ООО переводит деньги ИП, а ИП снимает их с личного счёта» давно известна всем банкам.

Документы

Мы не призываем придумывать новые схемы — лучше совсем отказаться от обнала.

  • Несколько примеров платежей, которые могут вызвать подозрение у комплаенса: Есть такой Федеральный закон N115, в соответствии с которым все платежи свыше 600 тысяч рублей попадают под обязательный контроль банка.
  • Если прочесть закон до корки, станет понятно, что под этот контроль попадают не все виды платежей.
  • Но некоторые предприниматели боятся цифры 600 как огня, и делают платежи по 599 тысяч или разбивают большую сумму на несколько маленьких.
  • В этом тоже нет необходимости — системы контроля банка всё заметят и подумают, что вы пытаетесь их обойти, а значит точно что-то скрываете.

Поэтому, если вам нужно заплатить более 600 тысяч — просто платите, не пытайтесь выдумать новые схемы.

Финмониторинг называется, если сумма перевода будет больше 600 тыс за раз, Лучше если на более 500 тыс.

Образец приказа

Ничего страшного не случится, если операция на самом деле ничего не нарушает — банк проверит и успокоится.

  • Очередная причина для подозрений: оборот по счету большой, а налогов уплачено несоразмерно мало или не уплачено вовсе.
  • Тип и объём налогов показывает, каким бизнесом занимается предприниматель, и совпадает ли это с картиной, описанной при открытии счёта.
  • Если сумма налогов составляет не меньше 3% от оборота, у банка, скорее всего, не возникнет никаких вопросов.
  • Существует заблуждение, что банк будет сообщать в налоговую о каждой неуплате. Хотя бы потому, что налоги могут уплачиваться со счёта в другом банке.

На видео о Подают ли банки сведения в налоговую

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://colodez.spb.ru/podayut-li-banki-svedeniya-v-nalogovuyu

Чем грозят запросы налоговой инспекции в банки?

Банки обязали направлять в налоговую инспекцию сведения о вкладах граждан

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в ст. 86 НК РФ, которые обязали банки сообщать в налоговую инспекцию информацию об открытии или о закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (п. 1 ст. 86 НК РФ).

НАША СПРАВКАК реквизитам счета или вклада относятся следующие сведения: Ф.И.О. физического лица или ИП, для организации – полное наименование; сам номер расчетного счета или вклада клиента; наименование банка, в котором открыт счет и корреспондентский счет самого банка; БИК; ИНН лица; КПП.

Изменения коснулись и п. 2 ст. 86 НК РФ, где закреплена возможность получения сведений о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах, вкладах, выписки по операциям на счетах и по вкладам.

Ранее порядок запроса и выдачи такой информации был прописан только для организаций и ИП.

Перечисленные сведения предоставлялись налоговым органам в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и ИП. А также при:

  • вынесении решения о взыскании налога;
  • принятии решения о приостановлении операций по счетам организации или ИП;
  • приостановлении переводов электронных денежных средств или отмене приостановления операций по счетам, отмене приостановления переводов электронных денежных средств (п. 2 ст. 86 НК РФ). 

С 1 июля 2014 года получение рассматриваемой информации возможно при проведении налоговых проверок и в порядке истребования сведений, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

Таким образом, законодатель сузил количество оснований для направления запросов налоговыми органами. Понятие налогового контроля шире, чем налоговая проверка, которая является одним из его видов (ст. 82 НК РФ).

Последняя четко ограничена по времени – камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации (ст. 88 НК РФ).

Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев. Не могут проводиться выездные проверки чаще двух раз в год без специального решения руководителя ФНС России.

Налоговая инспекция не может дважды проверять правильность уплаты одного и того же налога за один и тот же период (ст. 89 НК РФ). Предметом налоговых проверок является точность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Статья 93.1 НК РФ предусматривает истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о его конкретных сделках. Такое истребование проводится в ходе налоговой проверки или, если вне проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Это значит, что налоговая инспекция может запросить сведения о движении и остатках денежных средств на счетах организации, ИП и физического лица и в том случае, если проводит проверку деятельности контрагента этой фирмы, ИП или лица, сведения о котором имеются у гражданина. Следует отметить, что НК РФ не обозначает круг ситуаций, за рамками которых истребование указанных документов было бы неправомерным. Однако есть судебный акт, в котором суд отметил, что, поскольку налоговая инспекция, по итогам проведения камеральной проверки, не обнаружила ошибок в декларации налогоплательщика, она не имела права запрашивать дополнительные сведения и документы у контрагента налогоплательщика (Постановление ФАС Уральского округа от 21 мая 2009 г. № Ф09-3209/09-С3 по делу № А50-17601/2008).

Не будет ли получение такой информации нарушением конституционных прав граждан? Напомним, что ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, а ст. 24 Конституции РФ говорит о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

В Определении КС РФ от 9 июня 2005 г.

№ 248-О Суд дал понятие неприкосновенности частной жизни: оно означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера.

В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер.

Рассматривая запрос Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

№ 118-ФЗ «О судебных приставах», КС РФ пришел к выводу о том, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекает право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах. Со стороны банков следует соответствующая обязанность хранить банковскую тайну (Постановление КС РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П*(239)). Однако, в этом же постановлении Суд указал, что законодатель вправе обязать банк предоставить государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющих банковскую тайну, но в пределах и объеме, необходимых для соблюдения Конституции РФ и иных законов, включая публичные интересы и интересы других лиц.

Действительно, согласно ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г.

№ 395-I
«О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), информация об открытии счетов или вкладов, совершения различных операций по счетам, а также информация о наличии или отсутствии денежных средств на счетах является охраняемой законом банковской тайной. И эта же статья предусматривает исключение – предоставление налоговым органам подобной информации в отношении юридических лиц, ИП и физических лиц в установленном законодательством о налогах и сборах порядке. 

КРАТКОРеквизиты решения: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. № А67-1604/2012 по требованию о признании недействительным решения налогового органа.Доводы заявителя (банка): представление банком документов по запросу налогового органа является нарушением банковской тайны.Суд решил: Принимая во внимание положения ст. 26 Закона о банках, разъяснения КС РФ, суд указал, что режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно ст. 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений.

Таким образом, само получение налоговыми органами информации, составляющей банковскую тайну, вполне легально.

Более того, НК РФ закрепляет, что любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ).

Эта же статья предусматривает некоторые исключения из этого правила, например, когда такая информация находится в общем доступе или представляет собой сведения о налоговых правонарушениях, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и т.п.

Налоговая тайна не подлежит разглашению, а налоговые органы обязаны ее соблюдать и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налогоплательщики, в свою очередь, имеют право требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ).

За разглашения налоговой тайны для сотрудников налоговых органов предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

В рамках административной ответственности инспектора налоговой службы, получившего доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 рублей (ст. 13.14 КоАП).

В рамках уголовной ответственности преследуется незаконное разглашение или использование сведений, составляющих налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она стала известна по службе (ст. 183 УК РФ). Это преступление наказывается либо штрафом до 120 тыс. руб.

с лишением права занимать определенные должности до трех лет, либо исправительными работами до двух лет, либо принудительными работами до трех лет, либо лишением свободы до трех лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ).

Если такие действия повлекли за собой крупный ущерб или были совершены из корыстных побуждений, наказание составит штраф до 200 тыс. руб. с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо до пяти лет лишения свободы (ч. 3 ст. 183 УК РФ). А если разглашение этих сведений повлекло за собой тяжкие последствия, то сотруднику налоговой инспекции грозят принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет (ч. 4 ст. 183 УК РФ). 

Законодатель предусмотрел и определенную защиту от произвола налоговых органов при получении рассматриваемой информации. Налоговая инспекция может обращаться в банки только с мотивированными запросами (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Судебная практика также указывает на то, что обязанности банков представить налоговому органу запрашиваемые сведения корреспондирует обязанность налогового органа направить мотивированный запрос. При этом проверка целесообразности проведения налоговым органом контрольных мероприятий не входит в компетенцию банка (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 ноября 2012 г. № А43-4082/2012).

Исходя из письма ФНС России от 30 августа 2006 г.

№ САЭ-6-06/870@ «О мотивированных запросах налоговыми органами банков», мотивированным рекомендуется считать запрос, представленный налоговым органом банку по одному или нескольким из перечисленных оснований.

Указанное письмо, и приказ ФНС России от 25 июля 2012 г. № ММВ-7-2/518@, который определяет форму и порядок направления запросов в банки, устанавливали шесть оснований, дублируя положения предыдущей редакции п. 2 ст. 86 НК РФ:

  • проведение мероприятий налогового контроля;
  • решение о взыскании налога;
  • приостановление операций по счетам;
  • приостановление переводов электронных денежных средств;
  • отмена приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя;
  • отмена приостановления переводов электронных денежных средств. 

Источник: http://www.garant.ru/article/554668/

Граждан разберут по счетам и вкладам

Банки обязали направлять в налоговую инспекцию сведения о вкладах граждан

ФНС сможет получать в банках больше информации о счетах налогоплательщиков — граждан, ИП и компаний — в рамках нового порядка направления запросов в кредитные организации, который вступит в силу в апреле 2019 года.

Он разделит счета и вклады (депозиты), защитит личные средства граждан от взыскания налогов в рамках их предпринимательской деятельности, а также ужесточит порядок проверок в отношении физических лиц.

В то же время, отмечают эксперты, уточненные правила позволят получать максимально полный спектр информации о средствах граждан и могут стать базой для возможного усиления контроля.

Минюст зарегистрировал приказ ФНС России, которым утверждается новый порядок направления запросов в банки об остатках и движении по счетам налогоплательщиков. Он вступит в силу в апреле 2019 года и отменит ныне действующий порядок.

Новый документ несет ряд важных изменений, которые затронут всех налогоплательщиков. Сейчас инспекторы вправе запросить банк об открытых счетах, остатках по ним и движении средств без разбивки на вклад и расчетный счет. Новый порядок позволяет запросить отдельно по вкладам и отдельно по счетам.

Кроме того, в запросе в банк налоговики будут обязаны указывать, кто именно их интересует — гражданин, ИП или компания — и в связи с чем проводится проверка. В отношении граждан в обязательном порядке будет указываться наличие согласия руководителя ИФНС или ФНС на запрос.

Запрашивать налоговики смогут по состоянию как на сегодняшний день, так и за прошедший период.

Налоговый кодекс (НК) обязывает банки сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии счетов гражданам, ИП и компаниям. Сами налоговики могут запрашивать информацию о счетах, остатках и движении средств лишь в рамках проверок.

Информация о счетах нужна в том числе для принудительного взыскания налогов (в отношении граждан — только по решению суда).

НК дает право при наличии недоимки у ИП или компании обращать принудительное взыскание на средства клиентов в банках: сначала с рублевых счетов, если там недостаточно средств — с валютных, при недостаточности средств и на этих счетах — с металлических.

Взыскание налоговых долгов со средств во вкладах и депозитах запрещено, пока срок договора не истек, однако НК дает возможность налоговикам дать поручение банку по окончании действия вклада перевести средства на рублевый счет и принудительно взыскать налог.

В ФНС сообщили, что приказ от 19 июля 2018 года №ММВ-7–2/460@, которым утвержден новый порядок, издан с учетом поправок, внесенных в НК в 2016–2017 годах. «Получение информации от банков об операциях по счетам, вкладам (депозитам) связано с необходимостью осуществления налоговыми органами контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах»,— отметили там.

Эксперты отмечают, что на самом деле данный приказ имеет куда большее значение, чем просто приведение нормативного документа в соответствие с поправками.

Так, для предпринимателей изменения могут оказаться благоприятными. Минфин в своих многочисленных письмах неоднократно смешивал «личные» и «предпринимательские» счета граждан, являющихся ИП.

Например, запрещал выдавать кредиты и открывать счета тем, кто является ИП с заблокированным счетом (см. ”Ъ” от 16 января 2017 года), допускал взыскание налоговых долгов ИП с личных вкладов и т. п.

Налоговики высказывали мнение, что необходимо отличать личное от предпринимательского, однако подобные заявления не имели юридической силы (см. “Ъ” от 11 апреля 2017 года).

Теперь в формах запросов налоговики четко должны разделять — их интересуют счета гражданина как предпринимателя или все же как обычного человека.

«Это, безусловно, положительный момент — если налоговики поставят галочку возле графы «все вклады» и запросят как о предпринимателе, то банк будет иметь полное право не раскрывать информацию о личных вкладах клиента,— уверен глава адвокатского бюро «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.— Конечно, можно схитрить и отметить одного человека и так и так, однако в документе указываются основания для запроса, так что по крайней мере при судебном разбирательстве можно будет это оспорить».

В то же время разделение на вклады и расчетные счета облегчит принудительное взыскание налогов. «Налоговики смогут оперативно выявить средства, которые находятся именно на вкладах, и обратить на них взыскание даже в случае досрочного закрытия или пролонгации»,— поясняет партнер Taxology Алексей Артюх.

Кроме того, добавляет юрист, документ «дает большие возможности на будущее», на случай дополнительного усиления контроля. «Как минимум большие средства во вкладе могут стать поводом задать вопросу гражданину с низкими доходами о происхождении денег,— отметил эксперт.

— Если же мы вернемся к риторике о начислении налога с расходов граждан (по сути — контролю за расходами), то подобные сведения будут весьма полезны».

Подобные попытки уже были, налоговики доначисляли 13% на стоимость крупной покупки безработным гражданам, однако эту практику дезавуировал Верховный суд.

Вероника Горячева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3764945

Через месяц налоговая будет знать все о банковских счетах и вкладах каждого из нас

Банки обязали направлять в налоговую инспекцию сведения о вкладах граждан
https://www.znak.com/2014-05-29/cherez_mesyac_nalogovaya_budet_znat_vse_o_bankovskih_schetah_i_ladah_kazhdogo_iz_nas

2014.05.29

C 1 июля в России фактически перестанет существовать понятие банковская тайна – в том значении, в котором мы привыкли, а именно как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов.

С этого дня банки будут автоматически направлять в налоговые органы информацию об открытии и закрытии каждого счета или вклада физическим лицом.

Кроме того, по запросу налоговиков, без санкции суда, банки будут обязаны предоставить выписку со счета или данные о движении средств в налоговые органы по месту регистрации клиента. О том, как банки готовятся к вводу новой нормы и к чему это может привести, – в материале Znak.com.

Постепенное ужесточение законодательства подвело банковскую сферу к новой эре, в которой понятие банковской тайны в том её значении, что мы привыкли – как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов, — существовать больше не будет.

Сначала российские банки обязали сообщать в налоговую информацию об открытии и закрытии счетов юридических лиц – эта норма законодательства уже действует.

А с 1 июля банки будут обязаны сообщать в налоговые органы информацию об открытии и закрытии счетов (в том числе вкладов) физическими лицами и их реквизиты.

Более того, банки будут обязаны по запросу выдавать налоговым органам справки о совершенных по этим счетам операциям. Как пояснили Znak.

com в пресс-центре Уральского банка Сбербанка, запросить эту информацию налоговая служба имеет право при проведении мероприятий налогового контроля и для вынесения решения о взыскании налога, а банк обязан ответить в течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса. Консультант по налогам и сборам Елена Пришвицина уточнила, что такие справки и выписки налоговые органы смогут получать на основании письменного запроса за подписью руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителей) ФНС России без обращения в суд. В пресс-службе ВТБ24 в УрФО добавили, что информация будет направляться по месту постановки гражданина на налоговый учет.

Раньше налоговые органы могли делать запросы в банки, но не всегда это было успешно, поскольку для получения необходимой информации надо было каким-то образом выяснить, в каком банке интересующее их лицо может держать счет.

Теперь искать счета по банкам налоговикам не придётся. Кредитные структуры будут сами предоставлять им такие сведения. После этого по запросу налоговая сможет получить выписки о движении средств по счету любого из их клиентов.

Банки пока по-разному оценивают подготовку к исполнению революционных поправок. В Сбербанке отмечают, что Центральный банк России и ФНС на сегодняшний день не определили порядок, формы и форматы направления сведений в налоговый орган. Поэтому нет возможности в полной мере подготовить программы к передаче информации.

О нехватке конкретики в вопросе реализации новой нормы говорят и в Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР). «Это нововведение затрагивает розничный бизнес, отличительной чертой которого является большое количество счетов. Форматы передаваемых сведений будут установлены 1 июля 2014, до 1 января 2015 будет действовать временный порядок.

Такая ситуация увеличивает трудозатраты банка на реализацию предоставления необходимых данных», — комментирует начальник управления пассивных операций УБРиР Ольга Аксенова. В ВТБ24 трудностей не ожидают, так как информация о физических лицах будет передаваться в электронной форме, по тем же каналам, по которым сейчас передаются данные о юридических лицах.

«Поэтому, несмотря на большой объем информации, проблем не должно возникнуть», — резюмируют в кредитных структурах.

Один из самых важных и интересных аспектов – последствия изменений для клиентов — физических лиц. «Становится опасно получать на свои счета денежные средства, источник выплаты которых вы подтвердить не можете.

Если вы не легализуете свои доходы самостоятельно (с подачей налоговой декларации), то как налогоплательщики будете нести налоговую ответственность, которая выражается в виде наложения штрафов», — предупреждает Елена Пришвицина.

Эксперт предупреждает тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации (за это, кстати, предусмотрена и административная, и уголовная ответственность).

«Учитывая большой объем информации, можно предположить, что налоговые органы будут запрашивать сведения в таких случаях, как, например, получение имущественного вычета по НДФЛ, неуплата налогов в крупных суммах, подозрение на участие физлица в схеме, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, и т.п.», — добавляют в Сбербанке.

Эксперты рассуждают о том, что могут столкнуться с неприятными последствиями те, кто получает «серые» доходы, или работники, участвующие в «серых» схемах, даже если они инициированы работодателем и реализуются с помощью зарплатных карт. Также легко можно будет проследить счета и доходы тех, кто уходит не только от уплаты налогов, но и алиментов.

«Отказ от банковской тайны — процесс глобальный, но в России движение в этом направлении происходит более активно», — считает независимый аналитик Константин Селянин.

То, что с 1 июля банки будут сообщать в налоговую данные о счетах физических лиц, понравится не всем. И некоторые клиенты, на уровне среднего бизнеса, вероятно, будут уходить в другие юрисдикции.

Так что возможен отток капитала, хотя вряд ли он будет сильным.

Понятие банковской тайны не исчезает из законодательства, но сейчас оно имеет новое толкование, уточняет Елена Пришвицина.

Режим банковской тайны будет работать только для капиталов, полученных из законных источников, которые не являются производными от преступных доходов, находятся во владении и под контролем фактического собственника (в законодательстве – «бенефициарного владельца»).

«Согласно новому законодательству, институт банковской тайны теперь не должен являться способом злоупотребления правом и препятствием для надлежащего осуществления органами государственной власти своих обычных функций, например по сбору налогов», — говорит эксперт.

В происходящем изменении норм некоторые участники рынка видят стремление государства держать под контролем все процессы, происходящие в стране.

И ограничение независимых действий населения в части выхода на уличные акции, и постепенная ликвидация банковской тайны – звенья одной цепи, считают они.

Чтобы ликвидировать серые финансовые схемы в бизнесе, надо бороться не с их последствиями, а с причинами – улучшать бизнес-климат, упрощать налоговые правила и снижать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, отмечает Константин Селянин.

Источник: https://www.znak.com/2014-05-29/cherez_mesyac_nalogovaya_budet_znat_vse_o_bankovskih_schetah_i_vkladah_kazhdogo_iz_nas

Налоговая будет искать в банках

Банки обязали направлять в налоговую инспекцию сведения о вкладах граждан

Фото с сайта azcongress.ru

Ожидается, что в нынешнем году, согласно оценкам Минфина, республиканский бюджет будет исполнен с дефицитом. Более того, предполагается, что и в будущем году бюджет останется дефицитным.

На этом фоне предпринимаются попытки найти дополнительные источники наполнения казны. Белорусские власти намерены активизировать борьбу с лицами, которые не платят налоги, а помочь им в этом обязаны будут банки.

Законопроект о внесении изменении в Налоговый кодекс, который должен быть принят осенью этого года, содержит меры по борьбе с «теневой экономикой».

 

Документ, как сказано в обосновании к законопроекту, предполагает «обязать банки представлять сведения о выданных, возвращенных (погашенных) кредитах банка, начисленных (выплаченных) процентах по вкладам (депозитам) физическому лицу по запросу налогового органа».

Прописать данную норму планируется для того, чтобы налоговая могла выявлять лиц, которые живут «не по средствам», то есть, проще говоря, тех, у кого расходы превышают официальные доходы.
 

Минфин в обосновании к названному законопроекту отмечает, что 121-я статья Банковского кодекса (о банковской тайне, гарантирующая конфиденциальность клиентских данных), не позволяет налоговым органам получить всю необходимую информацию о клиентах банков.
 

«При проверках вопроса соблюдения физическими лицами порядка декларирования доходов и имущества, в том числе проводимых в целях выявления лиц, живущих «не по средствам», налоговые органы в силу статьи 121 Банковского кодекса не имеют возможности проверить достоверность представленных сведений, если в качестве источника денежных средств, направленных на приобретение дорогостоящего имущества, физическим лицом заявлены кредитные средства банка или проценты, полученные в отношении средств, размещенных им на вкладных (депозитных) счетах в банках», — говорится в обосновании к законопроекту о внесении изменений в Налоговый кодекс.

По данным, которые приводит Минфин, «на практике, имеют место случаи получения физическим лицом кредита в банке в целях предъявления в налоговый орган кредитного договора, как документа подтверждающего наличие источника денежных средств, направленных на приобретение дорогостоящего имущества».

Впоследствии погашение кредита производится физическим лицом в короткие сроки, например, в течение недели, отмечает Минфин.

«В действительности приобретение дорогостоящего имущества производится физическим лицом за счет «теневых доходов», а заключение кредитного договора производится в целях легализации «теневых доходов» и уклонения от налогообложения», — говорится в обосновании. Чтобы выявлять такие случаи, разработчики законопроекта как раз и предлагают предоставить налоговым органам доступ к сведениям о клиентах банков.

Вышеназванные поправки в Налоговый кодекс показывают, что власти хотят усилить борьбу с теневой экономикой. Надо сказать, что правительство инициирует сегодня и иные шаги в этом направлении.

В частности, премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович не далее как в июле заявил, что в стране может быть введен налог с неработающих граждан (которые, по мнению властей, работают неофициально и не уплачивают налоги в бюджет).

Вопрос борьбы с теневой экономикой был поднят также на недавнем совещании у президента 1 августа.

Присутствовавший на совещании министр по налогам и сборам Владимир Полуян оценил объем «теневой экономики» в Беларуси в 8-10% от ВВП.

«От этих процентов мы должны максимально забрать ту часть, которая положена бюджету, чтобы деньги работали для всего общества», — подчеркнул Полуян.

Актуализация темы борьбы с «теневой экономикой» неслучайна. По оценкам белорусского Минфина, республиканский бюджет и в нынешнем, и в будущем году будет исполнен с дефицитом (оценка исполнения бюджета в 2013-м и в 2014 гг. приводится в проекте бюджета на будущий год).

На этом фоне естественным образом возникает задача привлечения в бюджет дополнительных поступлений.

«Деятельность направлена на то, чтобы найти дополнительные источники доходов бюджета.

А по факту вряд ли это приведет к серьезному наполнению бюджета», — прокомментировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик подготовленные изменения в Налоговый кодекс.

Представители финансового сектора разделяют такую точку зрения. По их мнению, внесение дополнений в Налоговый кодекс, которые будут обязывать банки предоставлять информацию налоговой, создаст негативный информационный фон.

«Фон будет негативным, а финансовый результат нулевым», — заявил БелаПАН эксперт в банковских кругах.

Он пояснил, что крупные вкладчики, которые держат в банках большие деньги, давно побеспокоились о легальном происхождении своих средств. «Крупных вкладчиков, которые будут переживать, что их проверит налоговая инспекция, немного», — подчеркнул в беседе с корреспондентом БелаПАН представитель одного из банков.

В то же время небольшие вкладчики, которые хранят на депозитах 10-15 тыс. долларов, даже при минимальной зарплате смогут объяснить происхождение своих средств, считают эксперты.

«Объяснение у этих вкладчиков может быть простое: доход за последние годы мог позволить собрать такую сумму сбережений.

Поэтому вряд ли поправки в Налоговый кодекс испугают небольших вкладчиков», — полагает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Что касается предоставления в налоговую информации о кредитополучателях, то ситуация здесь следующая. Представители банковского сектора, опрошенные БелаПАН, сообщили, что ранее налоговые органы направляли в банки индивидуальные запросы для получения информации о конкретных кредитополучателях. Банкиры, реагируя на такие запросы, подтверждали (или не подтверждали) факт выдачи кредита.

Изменится ли эта практика коренным образом после внесения изменений в Налоговый кодекс, сложно сказать. По словам банкиров, радикально ситуация может поменяться в том случае, если банки заставят осуществлять превентивное информирование налоговых органов.

«Если налоговая просит подтвердить факт выдачи кредита, мы это делаем.

Обратная ситуация будет, если банки будут обязаны осуществлять превентивное информирование налоговых органов по всем вновь заключенным кредитным договорам.

Данная практика будет противоречить существующему Банковскому кодексу, который гарантирует конфиденциальность таких данных», — резюмировал в беседе с корреспондентом БелаПАН представитель одного из банков. 

Министерство по налогам и сборам Беларуси прокомментировали предлагаемые изменения в Налоговый кодекс в части представления по запросам налоговых органов сведений о выданных (возвращенных) гражданам кредитах банка, выплаченных им процентах по депозитам, сообщает БЕЛТА.

«Предлагаемые изменения, в случае их принятия, коснутся только тех граждан, которыми по требованию налоговых органов представлена декларация о доходах и имуществе и при этом в качестве источника денежных средств, использованных указанными гражданами на приобретение имущества, были заявлены кредиты банка, проценты по вкладам (депозитам) банка и (или) денежные средства, размещенные на вкладах (депозитах) банка. Только при наличии в совокупности двух вышеназванных условий налоговые органы будут вправе запросить у банка необходимую информацию», — пояснили в МНС.

В настоящее время банки не предоставляют такую информацию о кредитополучателях и владельцах депозитов по запросу налоговых органов, ссылаясь на банковскую тайну, установленную законодательством, констатировали в министерстве.

Источник: https://finance.tut.by/news360308.html

Юрист Барсов
Добавить комментарий