Авиакомпаниям разрешат продавать билетов больше, чем мест в самолете

Не остаться за бортом самолета: пять важных вопросов про овербукинг

Авиакомпаниям разрешат продавать билетов больше, чем мест в самолете

Авиабилеты выкуплены, гостиница забронирована, чемоданы собраны, такси подъезжает к аэропорту — долгожданный отпуск наконец-то наступил.

И вот в окружении детей, жены и чемоданов вы подходите к стойке регистрации, выкладываете билеты, стоившие вам полгода труда, и вдруг: «К сожалению, ваши места попали под перебронирование.

Мы можем предложить вам полететь следующим рейсом, который будет через 12 часов». 

Для авиакомпаний такие случаи – обычная финансовая практика, которая называется овербукингом.

А для пассажиров не только долгие часы ожидания в холодном терминале, лишние траты и время, украденное от отпуска, но и полет с пересадками или предложение рассадить семью по разным рейсам. Эксперт сервиса путешествий Tutu.

ru Тимур Юсупов рассказывает о том, куда обращаться, если вы попали под овербукинг, какие документы нужно собрать и на какие компенсации при этом можно рассчитывать.

Овербукингом называют ситуацию, когда авиакомпании продают на 2-3% больше билетов, чем предусмотрено мест в салоне.

Это связано с тем, что практически на каждом рейсе есть определенный процент пассажиров, которые по тем или иным причинам не приходят на регистрацию, либо сдают билеты в последний момент, из-за чего авиакомпании терпят финансовые убытки. Самый надежный способ подстраховаться от потерь – продать немного больше билетов, чем может вместить самолет.

2. Овербукинг разрешен законодательно?

В Европе и США эта сфера деятельности регулируется как законодательно, так и со стороны авиакомпаний.

Самая распространенная практика урегулирования таких случаев в США, откуда и пошел овербукинг, такова: если пассажир пришел к регистрации последним и попал под перебронирование, авиакомпания предоставляет ему ваучер на определенную сумму, сопоставимую со стоимостью перелета – около 500-600 долларов, а также дает право полететь следующим рейсом, либо без ваучера пробивает билет на следующий рейс бизнес-классом.

У нас в стране на государственном уровне овербукинг не разрешен, но и не запрещен, хотя наши законодатели несколько раз выступали с инициативой закрепить определенную практику урегулирования таких случаев. Поэтому в России авакомпании ориентируются только на свои собственные «представления о прекрасном» – внутренние правила обеспечения пассажирских перевозок.

3. Как российские пассажиры защищены от овербукинга?

Документ, который сейчас защищает права наших соотечественников на международных и внутренних перелетах, – это ратифицированная в прошлом году Монреальская конвенция авиаперевозок, которая оговаривает случаи задержки рейсов, утрату и порчу багажа, а также ущерб здоровью пассажира.

Если до принятия этого документа за задержку рейса человек мог получить в качестве компенсации смешную сумму – около половины МРОТ, то сейчас сумма этого коэффициента вырастает кратно.

Она определяется с помощью условного платежного средства Международного валютного фонда (SDR) и формируется на основе корзины из пяти валют – доллара, иены, евро, юаня, фунта стерлингов и их ежедневного курса на бирже.

4. Какую именно компенсацию можно получить? 

За задержку или отмену рейса каждому пассажиру положена компенсация до 4695 SDR, а в случае повреждения или опоздания багажа – около 1130 SDR при примерном курсе 83 рубля за 1 единицу. То есть в первом случае вы можете получить около 390 тысяч рублей, а во втором – порядка 95 тысяч.

«Подвох» этой системы заключается в том, что Конвенция оговаривает только максимальные суммы компенсации, минимальные прописывает соответствующий регулятор в каждой стране. У нас это Министерство транспорта, но пока на законодательном уровне точные выплаты не оговариваются.

5. Как добиться выплаты за моральный ущерб? 

В России авиакомпании, которые дорожат своей репутацией, чаще всего идут на досудебное урегулирование претензий со стороны клиентов, например, выдают места в премиальном классе следующего рейса, а лоукостеры обеспечивают бесплатный провоз багажа или бронируют места с удобной посадкой.

При перелетах в Евросоюз мы и сейчас можем обратиться к Монреальской конвенции, потому что в таком случае рейс проходит на территории, где установлен размер минимальной компенсации на отметке 250 – 600 евро в зависимости от дальности перелета.

Для упрощения всей процедуры можно обратиться к фирмам-посредникам, на сайте которых можно проверить любой из ваших рейсов за последние несколько лет на наличие нарушений со стороны авиакомпании – за свои услуги они удерживают до 25% от суммы выплаты. 

Для судебного разбирательства необходимо будет иметь при себе все транспортные квитанции, которые вы получали за время бронирования и покупки билетов, а также выписки от сотрудников аэропорта и авиакомпании, которые бы подтвердили тот факт, что пассажир действительно попал под овербукинг, плюс письменная претензия в адрес авиакомпании и ответ, который вы получили. 

«Распознать» овербукинг заранее, конечно, нельзя, но, чтобы не испортить долгожданный отпуск, можно перестраховаться и как можно раньше пройти онлайн-регистрацию на ваш рейс.

В случае, если онлайн-бронирование проходит со сбоями, позвоните на горячую линию авиакомпании и попросите зарегистрировать вас по номеру паспорта и брони. Если это также не сработало, лучше приехать в аэропорт пораньше и попасть на регистрацию в числе первых.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИ ЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: https://mir24.tv/articles/16288264/ne-ostatsya-za-bortom-samoleta-pyat-vazhnyh-voprosov-pro-overbuking

Авиакомпании смогут продавать больше билетов, чем есть мест в самолете

Авиакомпаниям разрешат продавать билетов больше, чем мест в самолете

В 2016 году российским авиакомпаниям, возможно, разрешат продавать больше билетов, чем есть мест в самолете. Соответствующая норма содержится в законе об овербукинге (с англ.

дословно – «сверхбронирование»), разработанном Минтрансом. Сейчас документ размещен для публичного обсуждения.

Эксперты предлагают ограничить овербукинг лишь популярными направлениями, иначе неудачливым пассажирам придется ждать нового рейса несколько дней.

Минтранс внес на рассмотрение общественности законопроект об овербукинге, который позволяет авиакомпаниям продавать больше билетов на рейс, чем есть мест в самолете. Текст документа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.

Если закон примут, то уже со второго квартала 2016 года пассажиру, своевременно зарегистрировавшемуся на рейс, могут отказать в перевозке. В этом случае, сказано в проекте закона, авиакомпания обязана предложить пассажиру альтернативный маршрут и денежную компенсацию.

Если альтернативный рейс устраивает клиента, ему выплатят компенсацию и поменяют билет, если нет – человек получит компенсацию, а также сумму, равную стоимости авиабилета.

Минтранс предлагает привязать объем выплаты при «сверхбронировании» к количеству времени, которое пассажиру придется провести в ожидании нового рейса. Так, если пассажир провел в аэропорту от 2 до 6 часов, объем компенсации составит 12 тыс. руб.

Для задержек от 6 до 12 часов размер компенсации – 18 тыс. руб. Если же клиенту пришлось провести в аэропорту от 12 до 24 часов, размер выплаты составит 21 тыс. руб. За сутки ожидания пассажир получит 28 тыс. руб.

По какому принципу компании будут отказывать пассажирам в посадке на самолет, в документе не уточнено.

Впервые идея узаконить овербукинг прозвучала в феврале этого года на совещании по развитию авиаотрасли. Тогда министр транспорта Максим Соколов заявил, что компания «Аэрофлот» обращалась в ведомство с такой инициативой. В «Аэрофлоте» ответили, что, как правило, 10−15% пассажиров не являются на рейс. Соответственно, компания теряет прибыль.

А овербукинг позволил бы увеличить годовой доход перевозчика на $500 млн. Взамен компания готова предложить «лишним» пассажирам «пересесть на следующем рейсе в бизнес-класс, начислить бонусные мили в двойном объеме или сделать скидку на следующий перелет», уточняет перевозчик.

В авиакомпании «Сибирь» тоже поддерживают законопроект, поскольку он «позволит более гибко подходить к планированию погрузки и застраховаться от неявки пассажиров».

Категорически против легализации овербукинга выступила авиакомпания «Трансаэро». В пресс-службе перевозчика объяснили, что «сверхбронирование» может нарушить права пассажиров.

– Мы считаем, что подобная практика несправедлива по отношению к пассажирам, которые, имея на руках законно приобретенный билет, полностью выполнили все правила и условия регистрации, – заявили «Приморской газете» в пресс-службе «Трансаэро». – Они имеют такое же право улететь в назначенное время, как и все остальные пассажиры рейса.

Кроме того, отметили в «Трансаэро», в России крайне мало маршрутов с высокой частотой рейсов. По некоторым направлениям авиакомпании выполняют рейсы лишь раз в несколько дней. В этом случае неудачливому пассажиру придется провести в аэропорту несколько суток.

– В большинстве случаев, особенно это касается удаленных от Москвы регионов, следующий рейс авиакомпании может быть не через несколько часов, а через несколько дней, – отметили в пресс-службе «Трансаэро».

– Нужно учитывать, что не все компании заключили между собой договор о передаче пассажиров для их оперативной перевозки на рейсе сторонней компании.

В результате человеку придется прождать следующего рейса несколько суток или забрать деньги и получить услугу у другого перевозчика.

По словам экспертов, в законе необходимо прописать конкретный перечень направлений, на которые будет распространяться практика «сверхбронирования».

– Нужно ограничить перечень рейсов, где можно применить овербукинг, – заявил «Приморской газете» директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин. – Это должны быть направления, по которым у авиакомпании наивысшая частота перелетов, как минимум 2-3 раза в день.

Специалисты отмечают, что законопроектом пока не определено, каким именно образом будет проходить выбор пассажира, которому откажут в перевозке, а также его обслуживание во время ожидания нового рейса: предоставление питания, размещение в гостинице и т.д. Поэтому законопроект необходимо доработать. Pripuciami batutai Kaune — batutunuoma.com — nuoma ir pardavimas

– Скорее всего, итоговый документ будет существенно отличаться от нынешней версии, – заявил «Приморской газете» ведущий эксперт-аналитик управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

– Не исключено, что в законопроект будут внесены какие-то ограничения, не позволяющие использовать овербукинг в полном объеме.

А процедуру компенсации для пассажиров, скорее всего, сделают более конкретной.

Источник: https://primgazeta.ru/news/the-airline-can-sell-more-tickets-than-there-are-seats-on-the-plane

Сказ об овербукинге

Авиакомпаниям разрешат продавать билетов больше, чем мест в самолете

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается 

Начнем со сказки про маленькую авиакомпанию. Это поможет понять, о чем речь пойдет дальше.

Итак, жила-была одна маленькая добрая авиакомпания. Как и все другие авиакомпании, она продавала авиабилеты на свои любимые рейсы и с этого как раз и жила. Но занималась она и другими важными делами, в том числе планированием расписаний и управлением доходами. В общем, молодец, правда?

И вот однажды она заметила, что некоторые пассажиры, которые уже купили авиабилеты, не появлялись к своей предполетной регистрации.

Авиакомпания называла такие странные вещи «неявками» и даже не знала, почему такое происходит: то ли пассажиры опоздали в аэропорт, то ли приболели, то ли не успели с пересадки своего предыдущего рейса, но беспокоилась и расстраивалась.

Беспокоилась, конечно, за таких пассажиров, а расстраивалась, потому что места в улетевшем самолете оставались пустыми. А ведь если на рейс спрос большой, то такие пустые места – упущенная прибыль, правда?

И тогда решила авиакомпания продавать на такие рейсы билетов больше, чем мест в самолете, который должен был улететь. То есть сверхлимитными продажами заниматься. Овербукингом. А насколько больше продавать – не знала.

Думала-думала, и придумала! Ведь она была молодец, помните? Она собирала и хранила данные о том, как продавались авиабилеты, о назначенных на рейсы самолетах и много еще о чем. И были там данные о неявках на регистрацию к рейсам.

Авиакомпания просто подсчитала, сколько в среднем для каждого рейса таких неявок и продавала ровно настолько же билетов больше.

Например, если на рейс был назначен красавец-лайнер с емкостью 126 мест, и спрос на рейс большой, и неявок в среднем 8 единиц, то авиакомпания старалась продать 132 билета. И доход от продажи растет, и пустых мест нет!

Очень она радовалась своим придумкам, пока не попала в неприятную ситуацию. Продала она как-то 132 билета на 126-тиместный самолет, а пришло к регистрации – вы не поверите! – 129 пассажиров. Всякое бывает, 8 неявок – это же среднее число.

И что же ей, бедной-несчастной делать? Ведь три человека лишними окажутся, нет для них мест. А каждый лететь хочет, у каждого дела важные, каждый засудить грозится! Обман ведь это, люди добрые.

Пришлось авиакомпании успокаивать 3 расстроенных и пассажиров.

А как их успокоишь? Только компенсациями разными, себе в убыток. Один согласился подождать следующего рейса, кормить-поить его бесплатно пришлось, пока ждал, гостиницу на ночь и трансфер предоставлять – рейс-то ночной был.

Для второго не нашлось в следующем рейсе места, поэтому пришлось нашей авиакомпании покупать для него билет у конкурентов – злых авиакомпаний.

А с последним пассажиром повезло – оказалось свободное место в бизнес — классе, перевели его туда, уж как он радовался! Но ведь не напасешься для всех мест в бизнесе, накладно выходит.

Ох. Подсчитала наша маленькая авиакомпания убытки и прослезилась. Оказывается, потеряла больше, чем получила от дополнительных продаж. Точнее надо было быть.

Тут и сказке конец. А кто сумел до этого места дочитать – молодец.

Что же такое овербукинг и почему авиакомпании его применяют?

Овербукинг на воздушном транспорте – продажи большего, чем вместимость самолета, количества билетов с целью компенсации возможных потерь, связанных с неявкой пассажиров к регистрации на рейс и возвратами авиабилетов. Термин заимствован, в русскоязычной интерпретации, правильно  говорить «сверхлимитные продажи».

Возможность продажи билетов в индустрии авиаперевозок на определенные рейсы в высокий сезон сверх емкости воздушного судна  (ВС) появляется в условиях предварительного бронирования с опцией отказа от него до наступления момента реализации и/или неявками покупателей уже в момент реализации и никак не связана с оперативной заменой одного ВС на другое, т.е. с изменением емкости.

Бронирование билетов на рейсы авиакомпаний начинается задолго до времени выполнения самого рейса, отказы (cancellation), в зависимости от условий, установленных авиакомпанией, составляют до 50% всех броней, и нередки случаи, когда пассажиры по разным причинам не появляются к моменту вылета (no-show).

По данным зарубежных авиакомпаний, отказ от бронирований или изменение бронирования составляет – 40-50% от всех заказов, неявка пассажиров на предполетную регистрацию – 15%. Согласно данным, например, от французских перевозчиков, более 20% пассажиров не являются на рейс.

Статистика по указанным показателям в российских авиакомпаниях недоступна. Обладая данными по неявкам или отказам от бронирований, авиакомпания может определить, эффективно ли применять сверхлимитные продажи на определенных рейсах для того, чтобы не перевозить незанятые кресла и получить дополнительный доход.

Цель сверхлимитных продаж

При обсуждении реализации овербукинга в российских авиакомпаниях одним из популярных вопросов в СМИ является: «Зачем авиакомпании продавать билетов больше, чем она может перевезти пассажиров?»

Цель сверхлимитного бронирования – определить оптимальный уровень сверхлимитной вместимости, чтобы максимизировать прибыль от продажи билетов сверх вместимости воздушного судна за счет минимизации затрат, связанных с выплатой компенсаций «лишним» пассажирам, если они появятся.

При сверхлимитных продажах задача авиакомпании – как можно более точно спрогнозировать число пассажиров, которые могут не явиться по разным причинам к предполетной регистрации, и, соответственно, рассчитать оптимальное количество дополнительно (сверх физической емкости ВС) продаваемых билетов. Ясное дело, если авиакомпания назначила на данный рейс ВС емкостью 100 мест и каким-то чудом точно знает, что из 100 пассажиров, купивших билеты, на регистрации не появятся пятеро, то совершенно естественным и правильным будет постараться продать не 100, а 105 билетов.

Правильный расчет даст возможность не допустить перевозку «пустых» кресел в высокий сезон, когда пассажирский спрос значительно превышает предложение и избежать при этом возникновения ситуаций с «лишними» пассажирами (представьте, что в предыдущем примере было продано 107 билетов, а не пришло только пятеро пассажиров…).

«Лишние» пассажиры – это, естественно, лишние затраты на компенсации для устранения конфликтов и социального недовольства среди пассажиров, которым отказано в посадке на рейс.

С другой стороны, для пассажиров такая компенсация – возможность дополнительного «заработка», особенно если пассажир готов добровольно изменить условия выполнения перевозки.

Грамотная реализация сверхлимитных продаж приводит к увеличению общей прибыли, полученной от продажи авиабилетов на рейсах, на 5-20% в зависимости от точности прогноза спроса.

На каких рейсах должен применяться овербукинг?

Во-первых, применение сверхлимитных продаж экономически целесообразно для перевозчика на рейсах с повышенным пассажирским спросом и высокими показателями неявок пассажиров или отказами от бронирований.

Во-вторых, сверхлимитные продажи должны применяться на регулярных рейсах, обладающих высокой частотностью. 

Каковы основные проблемы при применении сверхлимитных продаж на рейсах российских авиаперевозчиков?

В западных авиакомпаниях процесс сверхлимитных продаж законодательно утвержден, перевозчик и пассажир имеют четкую информацию о своих обязанностях и правах в случае овербукинга.

При этом западные авиакомпании следят за статистикой продаж/возвратов авиабилетов по направлениям, дням недели, событиям, анализируют историческую информацию по рейсам и грамотно применяют овербукинг на практике. Права пассажиров при сверхлимитных продажах и размеры компенсаций – законодательно регламентированы в зависимости от времени задержки вылета и дальности перелета.

В практике российских авиакомпаний сверхлимитные продажи в последнее время стали встречаться все чаще. При этом российские авиакомпании, опасаясь потерять репутацию, стараются не афишировать, что если некоторым пассажирам отказали в посадке, то причина подобного отказа – сверхлимитные продажи. Попытки со стороны пассажиров обратить внимание законодателей на подобные инциденты – тщетны.

Возникновение таких инцидентов связано с отсутствием законодательно регламентированной системы мер при реализации сверхлимитных продаж на рейсах российских авиакомпаний: отсутствие алгоритма взаимодействия между перевозчиком и пассажиром, а также законодательно регламентированной ответственности перевозчика и положения о защите прав пассажиров при осуществлении сверхлимитных продаж.

Необходимо отметить, что размеры финансовых выплат в случае отказа пассажиру в посадке на рейс, не фиксированы в законодательных актах, регулирующих  отрасль воздушных перевозок в РФ. Таким образом, перевозчик может продавать бесконечно много билетов сверх емкости воздушного судна, ограничиваясь лишь только здравым смыслом и сохранностью репутации авиакомпании.

При этом в случае отказа пассажиру в посадке на рейс, как правило, характеризует свое действие как форс-мажор, избегая денежных потерь, и учитывая то, что пассажир зачастую не ознакомлен со своими правами.

Однако, как показывает мировая практика авиаперевозок, данный механизм эффективен лишь до непредвиденного инцидента, когда авиакомпания откажет в посадке на рейс пассажиру, способному защитить свои права.

Каждый авиаперевозчик вправе сам принять решение о необходимости применения сверхлимитных продаж на своих рейсах. Легализация же процесса сверхлимитного бронирования должна унифицировать систему требований, которые в общем обязаны будут выполнять авиакомпании при сверхлимитных продажах.

Для  авиакомпании реализация овербукинга на рейсах – сложная оптимизационная задача, которая не может быть решена без разработанного системного IT-подхода. Отсутствие процесса сверхлимитного бронирования в управлении доходами авиакомпании ведет к недополучению прибыли в связи с экономически неэффективным распределением пассажиропотока по ценовым классам.  

Одной из проблем также является плохая осведомленность пассажиров о своих правах в случае, если пассажиру будет отказано в посадке на рейс.

Из-за неграмотной популяризации сверхлимитных продаж сейчас и отсутствия законодательного контроля растет социальное недовольство среди пассажиров, для которых овербукинг – «сорванные планы, алчность авиакомпаний», но не возможность повышения класса полета или дополнительного заработка, как это принято воспринимать на рейсах западных авиакомпаний.

На что надо обратить внимание при легализации сверхлимитных продаж

Ввиду отсутствия строго регламентированных положений для проведения сверхлимитных продаж на рейсах российских авиакомпаний, необходимо в нормативно-правовых актах законодательно обозначить следующие положения:

— разработать алгоритм взаимодействия перевозчика и пассажира при сверхлимитных продажах. А также обозначить категорию пассажиров, которым принудительно не может быть отказано в посадке на рейс при сверхлимитных продажах.

— предусмотреть оптимальные размеры компенсационных выплат при отказе пассажиру в посадке на рейс;

— в случае предоставления альтернативного маршрута обеспечить пассажиров необходимыми услугами при пребывании в аэропорту в ожидании следующего рейса.

Непосредственное договорное правоотношение, возникшее между перевозчиком и пассажиром, удостоверяется авиабилетом.

Авиакомпания должна предоставить указанную в билете перевозку, но в случае сверхлимитных продаж обязуется предоставить пассажиру, которому будет отказано в посадке на рейс, альтернативный вариант запланированного перелета или вернуть стоимость билета, если пассажир отказывается от дальнейшего перелета. При этом в обоих случаях дополнительно предоставить пассажирам компенсации за неудобства.

В чем основная сложность внедрения овербукинга?

Для авиакомпаний применение сверхлимитных продаж невозможно без разработанного IT-решения, которое может представлять собой программный блок, встроенный в общую структуру систем управления доходами и планирования расписания.

Либо подобное IT-решение – это отдельный программный комплекс, основа которого экономико-математические модели, описывающие процесс овербукинга, позволяющий численно оценить экономическую целесообразность применения сверхлимитных продаж  определенных рейсах.

Неосведомленность пассажиров и неграмотная реализация превращает сверхлимитные продажи из сложной оптимизационной задачи, основанной на математическом моделировании, в конфликтную процедуру.

Чтобы избежать подобной ситуации, решение для внедрения процесса сверхлимитных продаж на рейсах российских авиакомпаний и его легализация, по мнению авторов статьи, заключается в создании системного IT-подхода, одновременно с законодательной регламентацией правил взаимодействия перевозчиков и пассажиров при сверхлимитных продажах, а также с созданием системы оповещения пассажиров об овербукинге на рейсах.

Источник: https://www.aex.ru/docs/8/2015/7/7/2267/

Закрытие авиасообщения между Россией и Грузией. Пять важных вопросов

Авиакомпаниям разрешат продавать билетов больше, чем мест в самолете
Правообладатель иллюстрации Getty Images

Закрытие авиасообщения между Россией и Грузией пришлось на разгар летнего туристического сезона. В то время как российские авиакомпании отменили полеты в Грузию с 8 июля и заявили о готовности вернуть деньги за билеты, грузинский перевозчик Georgian Airways объявил, что готов предложить пассажирам транзитные рейсы через Ереван.

Грузия популярна у российских туристов. По данным Ассоциации туроператоров России, эта страна оказалась среди лидеров роста по числу прибывающих туда туристов — только с начала этого года в Грузию въехало более полумиллиона россиян. В прошлом году там побывали 1,7 млн туристов из России.

«По данным Национальной администрации туризма Грузии, в 2018 году россияне были третьими по въезду в Грузию, там побывало 1,7 миллиона гостей из России, рост составил 22,4%.

А за пять месяцев с начала этого года зафиксировано 539,4 тысячи прибытий граждан России, что на 14% больше, чем за тот же период 2018 года», — сказала агентству РИА Новости пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

В связи с решением российской стороны закрыть авиасообщение между двумя странами возникает много вопросов.

Как теперь можно добраться в Грузию?

Самый очевидный вариант — самолетом с пересадкой в третьей стране.

Долететь из Москвы до Тбилиси можно, в частности, через Стамбул, Баку и Минск. Например, турецкий лоукостер Pegasus предлагает перелет туда и обратно с 13 по 20 июля с пересадкой в Стамбуле чуть менее чем за 15 тысяч рублей (240 долларов). Эта сумма сопоставима со стоимостью перелета прямыми рейсами, которые будут выполняться до 8 июля.

В субботу, после того как российские власти вслед за национальными перевозчиками запретили летать в Россию и грузинским авиакомпаниям, грузинский перевозчик Georgian Airways заявил, что предложит пассажирам транзитный рейс Тбилиси-Ереван-Москва. «С целью создания максимального комфорта для пассажиров, время трансфера составит примерно 1 час», — говорится в сообщении авиакомпании на ее странице в «Фейсбуке».

Такой вариант вполне возможен, но пока непонятно, как на это отреагируют официальные лица в России.

Также до Тбилиси можно доехать на автобусе — например, из Владикавказа и Еревана. Дорога из Владикавказа, по данным портала Rome2rio, будет стоить около 1000-1800 рублей и займет от 3,5 до 4 часов. Путь от Еревана занимает от 5,5 до 7 часов и стоит в среднем 1300-1900 рублей. Из Еревана в Тбилиси также ходит поезд, в пути он проводит около 10 часов.

Media playback is unsupported on your device

«Этот удар мы переживем»

Что делать с уже купленными билетами?

Полеты в Грузию из России осуществляют шесть российских авиакомпаний — «Аэрофлот», «Победа», S7, «Уральские авиалинии», Red Wings и «Норд авиа». Все они прекратили продажу билетов на рейсы после 8 июля, но готовы поменять уже купленные билеты на более ранние даты либо вернуть деньги.

«С настоящего времени главные усилия «Аэрофлота» будут направлены на вывоз с территории Грузии находящихся там граждан Российской Федерации.

Те из них, которые имеют билеты в Россию на 8 июля или более позднюю дату, могут без каких-либо доплат или штрафных санкций перенести вылет на более раннее время, до полного прекращения авиасообщения, или вернуть полную стоимость билетов, но расторгнув тем самым договор о перевозке», — говорится в сообщении «Аэрофлота».

В качестве альтернативы «Аэрофлот» предложил пассажирам с билетами на рейсы в Тбилиси без штрафных санкций поменять пункт назначения на Ереван, Владикавказ или Баку.

В субботу ситуация с перелетами обсуждалась на совещании у вице-премьера российского правительства Максима Акимова. Его представитель по итогам встречи пояснил, что у авиакомпаний достаточно свободных мест, чтобы вывезти всех желающих из Грузии до 8 июля.

«В настоящий момент компании информируют об этом своих клиентов. Все шесть отечественных перевозчиков, летающих в Грузию, будут взаимодействовать друг с другом. Некоторые из них готовы вывезти россиян после 8 июля, но через аэропорты Армении и Северной Осетии», — сказал он.

Что происходит с турами?

По итогам совещания у Акимова стало известно, что туроператорам и турагентам было рекомендовано воздержаться от продажи туров в Грузию и разместить информацию о правах туристов на своих сайтах.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) сообщили, что туристы могут частично или полностью вернуть деньги за тур в Грузию, однако срок возврата средств может достигать двух недель и более.

«Поскольку вступает в силу статья 14 закона о туризме, то туристы могут рассчитывать либо на полную, либо, если отдых был прерван, на частичную компенсацию пропорционально недогулянным дням. Срок возврата средств при этом может занять от двух недель и до неопределенного срока», — сказала РИА Новости исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

На своем сайте АТОР опубликовала памятку о том, как вернуть тур в Грузию, в которой подчеркнула, что у туриста есть право расторгнуть договор о реализации турпродукта, в том числе и в судебном порядке, и туристические компании этому препятствовать не будут.

При этом по турам с датами вылетов через несколько месяцев ассоциация рекомендует не принимать экстренных решений, потому что ситуация может измениться, в том числе к началу судебного процесса по расторжению договора.

Правообладатель иллюстрации Stanislav Krasilnikov/TASS Image caption Авиасообщение между Россией и Грузией уже прерывалось в 2008 году. Полеты возобновились два года спустя

Какие потери несет отрасль?

Оценить эти потери пока сложно. Многое будет зависеть от того, как долго будет действовать запрет на полеты между двумя странами.

Полеты в Грузию рентабельны для авиакомпаний, поясняет главный редактор авиационного портала Avia.ru Роман Гусаров. Авиационный транспорт на этом направлении преобладает, потому что проезд из России в Грузию наземным путем напрямую возможен только через две дороги, которые часто оказываются недоступны.

На российско-грузинской границе часто образуются очереди. Во время майских праздников сотни машин застряли у пункта пропуска «Верхний Ларс». Машины стояли там, по данным российских СМИ, не менее 10 часов.

В «Аэрофлоте» не стали комментировать возможные потери. Гендиректор «Уральских авиалиний» сказал ТАСС, что потери от отмены перелетов будут «достаточно большими».

Вице-спикер парламента Грузии Серги Капанадзе сказал, что запрет на полеты в краткосрочной перспективе может негативно сказаться на грузинской экономике, однако в долгосрочном периоде страна диверсифицирует свой туристический рынок, и ситуация исправится.

Основатель грузинской неправительственной организации «Банки и общество» оценивал, что в случае полного запрета полетов ущерб для экономики страны может составить 300 млн долларов, это 8-9% от общих доходов.

Сколько может продлиться запрет на полеты?

От нескольких месяцев до нескольких лет. Пресс-секретарь российского президента Владимира Путина Дмитрий Песков говорил, что условием снятия запрета на полеты будет нормализация обстановки в Грузии.

«Ситуация в Грузии должна нормализоваться, и должны исчезнуть любые угрозы для безопасности наших граждан», — сказал он.

За последние годы Россия несколько раз закрывала авиасообщение с другими странами.

Самый долгий — взаимный запрет на полеты авиакомпаний России и Украины между двумя странами — действует с октября 2015 года. Инициатором запрета стала украинская сторона — Киев потребовал от Москвы отказаться от полетов в аннексированный Крым и прекратить поддержку самопровозглашенных образований в Донбассе.

В том же году Россия ввела запрет на полеты в Египет из-за теракта на борту самолета «Когалымавиа». Регулярные перелеты между Каиром и Москвой возобновились в апреле 2019 года, чартерные рейсы не летают до сих пор.

В ноябре 2015 года постановлением кабинета министров были запрещены чартеры в Турцию — после того, как российский бомбардировщик Су-24М, входивший в российскую авиационную группу в Сирии, был сбит истребителем ВВС Турции в районе сирийско-турецкой границы.

Ограничения на чартерные перелеты были сняты в августе 2016 года, когда Москва и Анкара помирились.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-48730641

Разрешат ли авиакомпаниям РФ продавать билетов больше, чем мест в салоне — обсуждение инициативы. Новости. Первый канал

Авиакомпаниям разрешат продавать билетов больше, чем мест в самолете

Министерство транспорта выступило с предложением — официально разрешить авиакомпаниям продавать билетов больше, чем мест в самолёте. Подобная практика довольно распространена за рубежом. Проект закона пока не внесён в Госдуму — потенциальные пассажиры изучают документ в Интернете.

Новый законопроект, который Министерство транспорта разместило в Интернете для обсуждения, сразу же вызвал бурную реакцию.

«Продажа мест на самолет на 10-15 % более их наличия приведет к потерям физических лиц купивших билеты», — пишет Ольга Карпенко.

«Это вовсе не оптимальный способ решения проблемы. Хотя он и даст некоторый финансовый выигрыш авиакомпаниям, он доставит огромные неудобства пассажирам», — уверен Кирилл Нагаев.

На международном языке это называется  «овербукинг», или перебронирование. Явление для нас новое и совсем непонятное. Хотя за рубежом авиакомпании используют «овербукинг» уже несколько десятилетий.

Поскольку, согласно их статистике, примерно пять процентов пассажиров за несколько дней до полета отказываются от брони или вообще не приходят на рейс.

И чтобы повысить заполняемость самолетов, перевозчики продают билетов больше, чем мест — в среднем на пять-десять процентов, и далеко не на все направления. Главное — чтобы в итоге улететь смогли все зарегистрировавшиеся. Но иногда бывают сбои.

В этом случае в зарубежных законах четко прописано, как решать подобные проблемы. Лишним пассажирам либо предлагают полететь бизнес-классом, если есть места, или отправляют следующим рейсом, с компенсацией.

«Западные компании используют принцип добровольности.

Например, они объявляют, на нашем рейсе пять лишних пассажиров, кто бы хотел улететь следующим рейсом, через два-три часа, получив ещё дополнительно некую денежную компенсацию.

Обычно в этой ситуации желающих задержаться на несколько часов в большом хорошем аэропорту, где есть кафе и дютифри, значительно больше, чем лишних мест», — говорит главный редактор интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров.

В России, согласно данным авиакомпаний, тоже существует недобор. Только он выше — до пятнадцати процентов. И негласно «овербукинг» применяют и у нас. Хотя по закону это расценивается как мошенничество.

Поэтому в случае появления двойных мест ссылаются совсем на другие причины. Например, на смену самолета меньшего по вместимости.

Конечно, в этой ситуации  пассажира не бросят, но и потребовать компенсации на месте не получиться. Только через суд.

Поэтому Минтранс и предложил узаконить «овербукинг», чтобы ввести жесткую ответственность за его применение, по аналогии с зарубежной.

Вот только в опубликованном документе механизм разрешения споров четко не прописан.

Лишь указано, что пассажира должны отправить другим рейсом или вернуть полную стоимость билета, а также предоставить компенсацию в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

«В данный момент абсолютно непонятно, на что может рассчитывать пассажир, который окажется за бортом. В федеральных авиационных правилах не установлена ответственность за нарушение договора. Это обыкновенный договор перевозки, и есть Гражданский кодекс, в соответствии с которым происходит разрешение», — говорит координатор Союза пассажиров России Сергей Попов.

К обсуждению о необходимости введения этой нормы уже подключились и авиакомпании. Единого мнения нет. Одни — поддерживают, другие — выступают против, как, например, «Трансаэро».

Вот письмо этого авиаперевозчика в адрес нашей телекомпании, где свою позицию он объясняет так: «Овербукинг может серьезно нарушить планы людей.

В большинстве случаев, особенно это касается удаленных от Москвы регионов, следующий рейс авиакомпании может быть не через несколько часов, как в Европе, а только через несколько дней. Кроме этого, в случае сложных транзитных маршрутов теряются стыковки на другие рейсы».

Впрочем, ряд участников рынка уверены — если четко прописать правила, выиграют все: бонусы получат и пассажиры, и перевозчики, в виде дополнительной прибыли.

«Овербукинг — это тонкий механизм, если авиакомпания начинает им злоупотреблять, она теряет в деньгах. Если авиакомпания действует тонко с помощью этого механизма, то и пассажиры довольны, и авиакомпания остается в прибыли», — заявил директор департамента общественных связей авиакомпании «Аэрофлот» Андрей Согрин.

Споры о том, каким должен быть закон об овербукинге и нужен ли он вообще, еще только разворачиваются. На сайте, где размещен документ, свое мнение может оставить каждый. В самом Минтрансе законопроект пока никак не комментируют. По крайней мере, до окончания общественного обсуждения, которое завершится седьмого июля.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2015-06-29/20267-razreshat_li_aviakompaniyam_rf_prodavat_biletov_bolshe_chem_mest_v_salone_obsuzhdenie_initsiativy

Что такое овербукинг | Rusbase

Авиакомпаниям разрешат продавать билетов больше, чем мест в самолете

18 сентября в Госдуме предложили наказывать авикомпании за овербукинг. Проект выдвинул депутат от «Справедливой России» Игорь Ананских. Он требует, чтобы невместившимся пассажирам возвращали сумму билета в десятикратном размере.

При этом авиакомпании отвергли предложение Минтранса по компенсациям за овербукинг.

Разбираемся, что это такое и как отразится на авиаиндустрии.

Ольга Плиева

Овербукинг или перебронирование – ситуация, когда авиакомпания продает билетов больше, чем количество мест на борту. Так руководство сокращает убыток от примерно 10% не пришедших на рейс людей. Еще бывают случаи, когда накануне вылета лайнер заменяют на другой, с меньшим количеством мест. Тогда несколько человек точно не полетят этим рейсом.

«Но мы должны попасть на этот самолет»

Для компаний овербукинг – решение проблемы, а пассажиры часто попадают в затруднительное положение.

Как правило, если кто-то остается «за бортом», авиакомпании компенсируют неудобства клиента: предлагают место бизнес-класса на другом рейсе, оплачивают проживание в гостинице, сотовую связь, питание.

Но обычно это делается при условии, что вылет задержался на достаточно долгое время. У «Аэрофлота», например, это время составляет 12 часов.

Овербукинг придумали в США в середине 1950-х. В то время авиакомпании разрешили клиентам отказываться от билета в любое время. Но возникла проблема: каждый раз примерно 10% человек стали не приходить на посадку. Чтобы решить проблему, компании стали практиковать перебронирование, и это снизило убытки.

Как авиакомпания выбирает счастливчиков

В ситуации, когда все пассажиры пришли на регистрацию, компания выбирает, кто полетит, исходя из нескольких основных факторов:

  1. Один пассажир купил билет бизнес-класса, а другой – обычный. Тогда велика вероятность, что полетит первый.
  2. Пассажир – инвалид или его сопровождающий.
  3. Один из пассажиров зарегистрировался раньше. Скорее всего, его и возьмут.

Также бывают индивидуальные ситуации, которые тоже влияют на решение руководства.

Овербукинг незаконен?

Нельзя сказать, что овербукинг – мошенничество. В США, например, процесс полностью легализован, а в законе четко прописано, на какую компенсацию имеет право невместившийся пассажир. Некоторые авиакомпании даже предупреждают о практике овербукинга. 

«Пассажиры, внимание»

По закону в Америке компенсация предоставляется спустя час после запланированного прибытия. Как правило, если вас доставляют в пункт назначения в тот же день, то возместят до $650.

В ситуации, когда компания не организует перелет, она обязана выплатить компенсацию в размере до $1300.

При этом в Штатах законодательство позволяет авиакомпаниям ничего не возмещать, если лайнер заменили более маленьким в целях безопасности.

В Европе

В Европе тоже предлагают компенсацию. Клиенту должны возместить ущерб в течение трех часов с момента приземления самолета в точке назначения. Обычно выплата составляет €600. Также авиакомпания обязана предоставить альтернативу или вернуть полную стоимость билета.

В России

В России определенных законов, регулирующих процедуру, нет. Поэтому неясно, что делать пассажирам, не попавшим в самолет. К тому же в случае овербукинга авиакомпании списывают причины на технические сбои.

«Мы сейчас пропустим проверку безопасности и взлетим»

Сейчас Госдума хочет внести поправку к Воздушному кодексу и заставить авиакомпании выплачивать увеличенную сумму билета. Если закон все-таки примут, то последние могут понести убытки, хотя есть возможность, что ничего особенного не случится. Основные причины:

  1. Часть компаний может совсем отказаться от овербукинга. А это значит, что убыток с каждого рейса составит 7-10%.
  2. Другая часть продолжит практиковать овербукинг. При этом если пассажиров, пришедших на регистрацию, будет больше, чем мест в салоне, то придется выплачивать компенсации. Регулярность последних тоже идет в убыток. 

Скандалы с овербукингом

В апреле 2017 года должен был быть рейс американской компании United Airlines. Изначально мест пассажирам хватило, но руководство решило посадить четырех сотрудников на борт. В итоге нескольких пассажиров без их ведома определили на другой рейс и заставили покинуть салон. История получила огласку в сети, после этого капитализация компании снизилась на $1 млн. 

В России 14 сентября оштрафовали «Победу» за овербукинг: компания продала 196 билетов, когда мест было только 189. 

Мнение экспертов

Овербукинг – это продажа большего количества билетов, чем мест на борту самолета. По статистике почти 10 % пассажиров по разным причинам не попадают на рейс. Если билет возвратный, то пассажир может сдать билет в последние минуты перед вылетом и даже после вылета. Кресло улетает пустым, и авиакомпания несет убытки из-за недозагрузки.

Сейчас 90% всех билетов не подлежит возврату. Поэтому, если пассажир не попал на рейс, авиакомпания не несет убытков. Выходит, что если часть пассажиров реально не явились на рейс, то лишние билеты, проданные на эти места, и есть прибыль.

По поводу предложения об ужесточении закона – мнение неоднозначное. Мы поддерживаем меры, направленные на улучшение качества обслуживания пассажиров. Но увеличение штрафа для авиакомпаний в 10 раз не решит проблему.

Клиенты так же будут опаздывать на рейсы, авиакомпании понесут убытки, а цены на перелеты могут вырасти.

Лучше взять пример с европейских стран, где овербукинг разрешен государством, четко прописаны права пассажиров и обязанности авиакомпаний.

Овербукинг в России не запрещен и не разрешен, чем часто пользуются авиакомпании, так как это коммерчески выгодно.

Пассажир, который столкнулся с ситуацией овербукинга, может претендовать на выплату штрафа в размере 25% от МРОТ, а также покрытия всех понесенных расходов.

Если пассажир считает, что может претендовать на большую сумму, например, в рамках компенсации за моральный вред, то эти требования можно доказать уже в судебном порядке.

Час задержки в России сейчас, как правило, ничего не решает. С другой стороны, то, что нет ограничений для авиаперевозчиков в выборе условий для перевозки, создает дискомфорт для пассажиров. Ограничения в отношении овербукинга, таким образом, позволят защитить наиболее слабую сторону – пассажира.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Все ВОЗМОЖНОСТИ

Все СОБЫТИЯ

Источник: https://rb.ru/story/overbooking/

Юрист Барсов
Добавить комментарий